Санкт-Петербург, Концертный зал

Глинка. Увертюра к опере «Жизнь за царя»
Щедрин. «Хороводы» (Четвёртый концерт для оркестра)
Чайковский. Симфония № 5


Пятый концерт 17-го абонемента

«Хороводы» (Четвёртый концерт для оркестра), был создан Щедриным в 1989 году. Сочинение писалось по заказу из Японии для Интернациональной программы музыки в Сантори-холл (Токио). Там же 2 ноября 1989 года и состоялась мировая премьера «Хороводов» в исполнении Токийского симфонического оркестра под управлением Н. Тоцука.
Организаторы концертов попросили Щедрина написать оркестровое сочинение «в русском духе». Токийские Интернациональные программы ставили перед авторами весьма необычные условия. Каждому композитору, принимавшему в них участие, для своего концерта предлагалось отобрать три сочинения: композитора, более молодого, чем он, в будущее которого он верит; классическое произведение, оказавшее на него большое влияние; и, наконец, свой собственный новый опус. Щедрин предложил «Ритуал» Шнитке, «Картинки с Выставки» Мусоргского и свои «Хороводы».
В японскую атмосферу Щедрин ввёл сочинение настолько русское, насколько это вообще было возможно в конце XX столетия. «Хороводы» – это причудливый синтез и подлинно русских мотивов (на фоне деревенской природы), и «языческая» линия Стравинского, идущая от «Весны Священной» (попевки, пряность гармоний, энергия ритма), и неповторимый стиль самого Щедрина. Классический симфонический оркестр обновлён использованием редких видовых инструментов, таких как блокфлейта, кларнет-пикколо, труба-пикколо (им поручаются важные соло), а среди ударных – русские деревянные ложки, набор бубенцов русской тройки.
«Хороводы» одночастны, как и три предшествующих концерта для оркестра Щедрина («Озорные частушки», «Звоны», «Старинная музыка российских провинциальных цирков»). По сути в этих сочинениях Щедрин создал специфический жанр – программного оркестрового концерта.
Павел Великанов

 

Пятая симфония ми минор, ор. 64 была создана Петром Чайковским летом 1888 года в селе Фроловском. У нее нет литературной программы, но сквозная тема, которая проходит от вступления первой части до последних тактов финала, преображаясь из мрачной в триумфальную, заставляет подозревать, что Чайковский все же имел в виду какой-то тайный «сюжет».
Чайковский дирижировал премьерой Пятой симфонии в Петербурге 5 (17) ноября 1888 года, а вскоре она получила широкую известность и за рубежом. С этим связан курьезный эпизод, записанный знакомой Чайковского Алиной Ивановной Брюлловой: «Особенно его любили в Гамбурге, где директором музыкального общества был милый, умный старик Аве-Лаллеман, и с ним как-то Чайковский ближе сошелся. Между прочим, в минуту душевной откровенности этот самый Лаллеман, отличный музыкант, вдруг говорит Чайковскому, схватив его за руки: “У меня к вам большая просьба и, если позволите дать совет: не вводите в ваши чудесные сочинения дикие казацкие напевы, разные трепаки. Пишите в духе нашей, европейской музыки”. Чайковской, как очень деликатный человек, только улыбнулся и в ответ посвятил ему свою Пятую симфонию».
Неизвестно, понравился ли старику финал, но он должен был все простить автору за вторую часть с вдохновенным соло валторны и за третью часть – гениальный вальс.
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход