Санкт-Петербург, Концертный зал

Бах. Григ. Педролло. Мендельсон

Oркестр Мариинского театра
Дирижёр и солист – Давид Вальтер (гобой)

В программе
Карл Филипп Эммануэль Бах
Концерт для гобоя и струнного оркестра
Эдвард Григ
Пять фрагментов из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт»
транскрипция Давида Вальтера
Арриго Педролло
Концертино для гобоя и струнного оркестра
Феликс Мендельсон
Квартет соч. 12, № 1
транскрипция Давида Вальтера

Карл Филипп Эммануэль Бах создал более пятидесяти концертов для клавесина, фортепиано и органа в сопровождении струнных, а также обращался к флейте, гобою и виолончели. Концерт для гобоя и струнного оркестра ми-бемоль мажор был сочинен в 1765 году в Берлине 50-летним композитором. Это оригинальная, вдохновенная музыка. Протяженным соло гобоя отвечают не менее развитые, изобретательные ритурнели оркестра. Форма концертов, унаследованная от Баха-отца, наполняется новым духом. Некоторые соло в первой части и вся вторая часть написаны в «чувствительном стиле», от которого буквально один шаг до романтизма, да и заключительный менуэт отличается нежным, доверительным тоном.


Драма Генрика Ибсена «Пер Гюнт» представляет собой вольную обработку норвежских сказок. Эта загадочная пьеса не только стала одним из высших достижений скандинавского театра, но и ознаменовала рождение нового стиля – символизма. В 1874 году Ибсен обратился с просьбой написать музыку к драме «Пер Гюнт» к Эдварду Григу. Роль музыкального сопровождения представлялась ему громадной, и драматург очень четко представлял себе, где и что должно звучать. Делая большие сокращения в сценах странствий Пера, он рассчитывал, что музыка Грига заменит отсутствующие слова. Григ не стал следовать жестким инструкциям Ибсена, но действительно создал музыку, равновеликую драме. А позднее составил из нее две сюиты, свободно скомпоновав эпизоды из всех пяти актов пьесы. Для своей транскрипции Давид Вальтер выбрал пять фрагментов из обеих сюит (в пьесе они сосредоточены в третьем и четвертом актах). Это «Утро» («Утреннее настроение») и все четыре пьесы, связанные с женскими образами драмы: «Смерть Озе», «Танец Анитры», «Жалоба Ингрид» и «Песня Сольвейг».


Итальянский композитор Арриго Педролло (1878–1964) известен на родине как автор симфонии, звучавшей под управлением Артуро Тосканини, и двенадцати веристских опер, среди которых «Преступление и наказание». Однако сегодня наиболее репертуарным в наследии Педролло остается созданное на склоне лет Концертино для гобоя и струнного оркестра (1960) . В этом миниатюрном сочинении композитор словно оглядывается на свой путь – от позднего романтизма к неоклассицизму, и показывает, насколько гармоничным может быть этот переход. Возможно, обращение Педролло к духовому инструменту – также дань памяти отцу, органисту и дирижеру духового оркестра.


Феликс Мендельсон работал над Струнным квартетом соч. 12 ми-бемоль мажор между 6 и 14 сентября 1829 года в Лондоне, едва вернувшись из большой поездки по Англии и Шотландии. Квартет пронумерован как Первый, поскольку был напечатан чуть раньше Второго квартета, сочиненного еще в 1827 году. Задача, которую себе поставил композитор в этом сочинении, непроста – связать четыре части квартета воедино, одушевить их одной идеей. Поэтому первая часть от начала до конца лирическая. Вторая часть (скерцо) названа канцонеттой – песенкой. Медленная третья часть наиболее классична, зато в финале (стремительной, порывистой сальтарелле) с новой силой возвращаются романтические настроения. А затем Мендельсон делает нечто для своего времени небывалое: повторяет побочную тему и окончание первой части, усиливая лирическую экспрессию музыки.
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход