Франц Шуберт. Соната ля минор
Людвиг ван Бетховен. Соната № 23 фа минор («Аппассионата»)
Эдвард Григ. Шесть поэтических музыкальных картинок. Соната ми минор
Ференц Лист. «Мефисто-вальс» № 1 ля мажор
Соната ля минор – одно из наиболее оригинальных сочинений Франца Шуберта для фортепиано – была создана композитором в феврале 1823 года, во время короткой передышки между обострениями болезни. Она появилась на свет рядом с такими шедеврами, как вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» и музыка к пьесе «Розамунда». По сравнению с более поздними сонатами ля минорная не так масштабна. Однако три ее части необычайно богаты музыкальными идеями, которые теснятся на нотных страницах, быстро и своевольно сменяя друг друга. (Может быть, оттого, что этой сонате предшествовало несколько начатых и брошенных сонатных замыслов, и все не воплотившиеся в них мысли торопились уместиться в новом произведении?) Первая часть (Allegro giusto) полна тревожных контрастов. Шуберт словно бросается из крайности в крайность без определенного плана, отчего форма кажется хаотичной. Вторая часть (нечто вроде интермеццо) оставляет впечатление некой незаконченности. Лирику этого Andante подтачивает изнутри, то и дело вторгающийся тревожный мотив, а беспокойный финал (Allegro vivace) больше напоминает скерцо.
Людвиг ван Бетховен. Соната № 23 фа минор («Аппассионата»), соч. 57 |
Эдвард Григ не всегда сознавал себя норвежским композитором. Окончив Лейпцигскую консерваторию, он переехал в Копенгаген. Там в 1863 году и появились Шесть поэтических музыкальных картинок, соч. 3, в которых нет еще абсолютно ничего норвежского, зато Григ впервые проявляет себя в них как оригинальный лирик – будущий автор знаменитых «Лирических пьес». Особенно ярко индивидуальность композитора чувствуется в двух последних «картинках» (фа мажор и ми минор).
Образы Фауста и Мефистофеля сопровождали Ференца Листа на протяжении всей жизни. Его перу принадлежат «Фауст-симфония» по трагедии Гёте, виртуозные обработки фрагментов из «Фауста» Гуно и «Осуждения Фауста» Берлиоза, четыре оригинальные «Мефисто-вальса», а также «Мефисто-полька». Четыре вальса вдохновлены отнюдь не гётевским шедевром, а поэмой «Фауст» уроженца Венгрии Николауса Ленау. Поэма отличается утрированно романтической трактовкой темы и по праву может войти в собрание «романтической дьяволиады» – Мефистофель у Ленау вышел ярче самого Фауста, что, конечно, не ускользнуло от внимания Листа. Анна Булычева |