Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Салима Аббуд Ашкара (фортепиано)


Второй концерт 16-го абонемента

В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Английская сюита № 2, ля минор
Франц Шуберт
Соната ля минор, D. 784
Фредерик Шопен
Полонез фа-диез минор, cоч. 44
Два Ноктюрна
Баллады № 3, соч. 38 и № 4, соч. 47

Английские сюиты И. С. Баха – это широко развернутые циклы клавирных пьес, в которых традиционные части танцевального характера (аллеманда, куранта, сарабанда, гавот, жига, менуэт…) чередуются с нетанцевальными.
Одни клавирные пьесы Бах предназначал для клавикорда с его интимным «домашним» звуком, другие для клавесина, чья богатая красками палитра и более острый, сверкающий тембр были в состоянии вызвать интерес небольшого собрания, салона любителей. В большом современном концертном зале – это признает и отдающий предпочтение клавесину крупнейший баховед Альбер Швейцер – звук клавесина «такой чарующий вблизи… кажется слабым и немного дребезжащим на расстоянии семи-восьми метров».
Сегодня в равной степени востребованы и аутентичные интерпретации клавирных пьес на клавесине (нынешняя техника позволяет осуществить усиление, «подзвучку» его голоса) и на современном фортепиано, реализовавшем мечту Баха о «напевной манере игры». Прав оказался Швейцер, утверждавший: «В сущности все произведения Баха созданы для идеального инструмента, заимствующего от клавишных возможности полифонической игры, а от струнных все преимущества в извлечении звука».

Иосиф Райскин

 

Соната ля минор соч. 143 – одно из наиболее оригинальных сочинений Франца Шуберта для фортепиано – была создана композитором в феврале 1823 года, во время короткой передышки между обострениями болезни. Она появилась на свет рядом с такими шедеврами, как вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» и музыка к пьесе «Розамунда».
По сравнению с более поздними сонатами ля-минорная не так масштабна. Однако три ее части необычайно богаты музыкальными идеями, которые теснятся на нотных страницах, быстро и своевольно сменяя друг друга. (Может быть, оттого, что этой сонате предшествовало несколько начатых и брошенных сонатных замыслов, и все не воплотившиеся в них мысли торопились уместиться в новом произведении?)
Первая часть (Allegro giusto) полна тревожных контрастов. Шуберт словно бросается из крайности в крайность без определенного плана, отчего форма кажется хаотичной. Вторая часть (нечто вроде интермеццо) оставляет впечатление некой незаконченности. Лирику этого Andante подтачивает изнутри то и дело вторгающийся тревожный мотив, а беспокойный финал (Allegro vivace) больше напоминает скерцо.

Анна Булычева

 

Фредерик Шопен – автор около двух десятков ноктюрнов, сочинявшихся им с юности – с 1829 года – и вплоть до самой смерти. К тому времени жанр уже имел долгую историю. Первоначально ноктюрнами назывались ночные службы в католической церкви, а в XVIII веке так же стали именовать оркестровые сюиты, исполнявшиеся ночью – нечто в характере серенад. Именно таковы оркестровые ноктюрны Моцарта.
Заново открыл этот жанр в 1812 году ирландский музыкант Джон Фильд. У него ноктюрн превратился в салонную пьесу для фортепиано – и как раз тогда в театрах приобрели популярность ночные сцены при лунном освещении, то идиллические, то мрачные, «готические». Шопен, в свою очередь, превратил ноктюрн в нечто вроде «песни без слов». В его ноктюрнах, начиная с самых первых опусов, имитируются различные вокальные жанры – ария, романс, даже хорал. От исполнителя требуется пение на рояле. А поскольку тогда достиг расцвета стиль bel canto, и Шопен был фанатичным поклонником оперы, мелодии ноктюрнов обычно расцвечены виртуознейшими орнаментальными пассажами.
Полонез фа-диез минор, cоч. 44 создавался Шопеном в 1840–1841 годах. Когда Шопен неторопливо работал над своими поздними полонезами (это могло занимать у него больше года), Верди и его соотечественники вкладывали в уста героев без страха и упрека виртуозные кабалетты именно в ритме полонеза. Увы, Шопен так и не создал польской национальной оперы, чего от него ждали на родине... Если бы он это сделал, у главного героя непременно была бы ария-полонез. Однако фортепианные полонезы композитора не менее виртуозны, масштабны по форме и требуют от исполнителя не меньшей доблести, а от рояля – поистине оркестрового звучания.
Современникам Шопена были известны баллады поэтические и баллады вокальные, повествующие о роковых обстоятельствах или же их предвещающие. В эпоху романтизма эти баллады были в моде, но Шопен стал первым, кто стал называть так инструментальные произведения. Он был далек от того, чтобы копировать строфическую форму вокальных баллад, а создал взамен нечто концентрированное, близкое сонате. Считается, что его четыре баллады для фортепиано вдохновлены «Свитезянкой» Адама Мицкевича – историей русалки, погубившей юношу. Сам Шопен этого официально не подтверждал, однако почти все свои баллады написал в ритме баркаролы, имитирующем безостановочное движение волн.
Две последние баллады принадлежат к числу поздних произведений композитора. Баллада № 3 написана летом 1841 года, Шопен без конца ее отделывал и совершенствовал. Баллада № 4 возникла летом 1842 года, которое Шопен проводил в обществе художника Эжена Делакруа – главы романтической школы в живописи.

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход