Санкт-Петербург, Концертный зал

Бетховен
Симфонии № 4 и № 7


О Четвертой симфонии, созданной в счастливую для Бетховена пору, Ромен Роллан написал, что она вылилась "единым духом, без предварительных набросков". Кто знает, так ли это, может быть, следы работы Бетховена над симфонией просто не сохранились, но она - бесспорно одно из самых радостных и светлых созданий композитора. Между высеченными из камня, кованными из железа Третьей и Пятой, олицетворяющими героический бетховенский дух, она привлекает ощущением спокойного неколебимого счастья и полноты жизни. Недаром Шуман сравнивал Четвертую симфонию со стройной эллинской красавицей, стоящей между двумя северными исполинами.
Но Бетховен не был бы Бетховеном, если бы тень его глубоких раздумий не легла и на счастливейшие страницы. Необычайно многозначительное медленное вступление к Четвертой симфонии погружает нас в таинственную атмосферу ожидания; еще не зная, что родится из затаенной тишины, мы полны светлых предчувствий. И они не обманывают нас: несколько ярких, брызжущих солнцем ударов оркестра - и в музыке воцаряется радостное оживление. Вдохновенное Adagio - гимн красоте и гармонии природы, идиллия, которую можно сравнить разве что с близкими страницами Шестой "Пасторальной" симфонии. "Мускулистый" Менуэт еще дальше от своих гайновско-моцартовских предков, чем в Первой симфонии; это конечно же бетховенское скерцо в одеждах ушедшего века. А стремительный искрометный финал полон кипучей энергии и уверенной силы.
Первое исполнение Четвертой симфонии состоялось под управлением автора в марте 1807 года в Вене в доме сиятельного друга Бетховена князя Лобковица и было благожелательно встречено избранной публикой. Многое в Четвертой - и прежде всего медленное вступление к симфонии, наряду с романтическим Adagio - послужило образцом для следующего поколения композиторов. Мендельсон, почитавший симфонию как библию музыкального романтизма, включил ее в программу своего первого дирижерского выступления в лейпцигском Гевандхаузе.


"Среди лучших моих сочинений я с гордостью могу указать на А-dur'ную симфонию", - писал Бетховен. Широчайшая популярность симфонии родилась в день ее премьеры, которой дирижировал автор, 8 декабря 1813 года в Вене. В оркестре, в знак особого уважения к Бетховену, играли знаменитые музыканты: скрипач Шупанциг, виолончелист Ромберг, контрабасист Драгонетти; литавристами выступили Гуммель и молодой Мейербер. Современник Бетховена композитор Людвиг Шпор свидетельствовал: "Новые сочинения Бетховена имели исключительный успех, особенно Седьмая симфония. Чудесная вторая часть по просьбе слушателей была повторена..." "Непостижимо прекрасной" назвал симфонию Глинка после первого исполнения Седьмой в Петербурге зимой 1834-35 годов. О первой части симфонии Чайковский восторженно писал: "Нельзя передать словами, до чего это бесконечное разнообразие в единстве изумительно". А говоря о финале, в сущности, высказал впечатление, производимое симфонией в целом: "Не знаешь, чему более удивляться: богатству творческой фантазии Бетховена, или совершенству формы, изумительному его мастерству в распоряжении всеми средствами музыкального развития тем и в инструментовке, полной, сочной, роскошной".

Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход