Продолжительность концерта 3 часа 35 минут
Концерт идет с одним антрактом
В XIX веке Массне оказался не первым музыкантом, обратившимся к роману аббата де Прево. В 1830 году был написан балет Галеви, а в 1856-м – опера Обера. Спустя десятилетие после оперы Массне свою «Манон Леско» создал Пуччини. Мастерский пятиактный пересказ романа написали знаменитые либреттисты Анри Мельяк и Филипп Жиль. Сам же композитор переживал этот замысел с необычайной для себя горячностью. В 1882 году он отправился в Гаагу, где остановился в том же доме, в той же самой комнате, где некогда жил аббат Прево. Подобное «причастие», соединившее с автором первоисточника, волновало Массне не меньше, чем воспоминание о незнакомой продавщице цветов, ставшей для него зримым воплощением героини. «Я никогда не говорил с этой прелестной девушкой, но ее наружность преследовала меня, воспоминание о ней меня сопровождало: это была поистине Манон, которую я видел беспрестанно во время работы».
Кокетливая Манон из романа Прево – порождение XVIII века – недаром преобразилась в сознании Массне в его современницу-парижанку. В опере и Манон, и ее возлюбленный говорят на том музыкальном наречии, что было всего ближе слушателям, и в особенности слушательницам, Массне. Сцены оперы составлены из цепи ариозо, каждое из которых – маленький романс. Эти реплики лишены условной оперной патетики, торжествовавшей в сочинениях поколения «учителей» Массне: Мейербера, Обера, Томá. Декламационные прообразы восходят не к в высокой поэзии, а к повседневной речевой манере. Оправой же ей служат хрупкое и изящное гармоническое оформление, нежные оркестровые краски. Колорит «Манон» – собрание звуковых галлицизмов, образец строгого тембрового вкуса и «безупречно корректного письма» (Сен-Санс). Фон из динамичных и жизнерадостных массовых сцен – стилизованный под рококо вставной балет, явления персонажей-масок вроде высокомерного графа де Гриё или фатоватого Леско – выписан подробно и любовно, но автора более всего занимает основной сюжет.
Залогом успеха оперы Массне стало то, что сильные стороны его письма счастливо совпали с природой сюжета. Создав живописую декорацию из хоров и танцев, композитор сосредоточился на изменчивости чувств и на прихоти страсти. Рассказывая о них, Массне, подобно многим мастерам его эпохи, доверяет роль «судьбы» оркестру, обнажающему «надсценические» коллизии оперы и сквозные идеи. В «Манон» есть лейттемы. Однако это не условные вагнеровские мотивы, а емкие эмоциональные образы. Поэтому для слушателя «Манон» не таит скрытых ребусов, требующих работы разборчивого слуха и рассудка: опера Массне рассчитана лишь на искренность, восприимчивость и некоторую склонность к сентиментальности.
Пристрастие Массне к мелодраме, противостоянию любви и рока, контрасту штиля и бури обнаруживает общность его сочинений с музыкой Чайковского, следившего за творчеством коллеги пристально и пристрастно. Судя по дневниковым записям, «необычайно тонкая работа» вызывала восхищение Петра Ильича, но иногда французский двойник раздражал: «Дома играл “Manon”. Ах, как тошен Massenet!!! И что всего досаднее, так это то, что в этой тошноте что-то родственное с собою чувствую».
О том, насколько велик был успех «Манон», говорит следующее: в 1893 году Массне создал «сиквел» – «Портрет Манон», одноактную оперу с хеппи-эндом, рассказывающую о счастливой судьбе юных племянников Манон и де Гриё. В оперной индустрии XIX века подобный шаг исключителен. Кира Верникова
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)