Русские тупики – II

балет на музыку Настасьи Хрущёвой

Премьера: 17 марта 2020 года, Мариинский театр
(в рамках проекта «Творческая мастерская молодых хореографов»)

Спектакль – лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2021) за лучшую работу хореографа
и лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2021) в категории «Лучший балетный спектакль малой формы».


Продолжительность спектакля 30 минут

Возрастная категория: 6+

Авторы и постановщики

Музыка Настасьи Хрущёвой
Хореография Максима Петрова
Художник по костюмам Елена Трубецкова
Художник по свету Антон Николаев
Авторы текста Настасья Хрущёва и Максим Петров

Название балета провоцирует искать в нем русскую хтонь и русскую пустоту, которые в середине 2010-х вошли в моду и явились во множестве обличий, от одноименных групп в социальных сетях до романов Алексея Сальникова. Композитор Настасья Хрущёва воспевает именно эту пустоту и меланхолию, о чем сообщает в словесном прологе. Балет написан для Мариинского театра – это продолжение фортепианного цикла «Русские тупики» – и в спектакле исполняется автором. Русское в «Русских тупиках – II» – музыка Петра Ильича Чайковского: в работу взяты не фрагменты конкретных сочинений, а типичные гармонические обороты – они зацикливаются, набирают бег, внезапно обрываются, возникают снова, и так до бесконечности. Оригинал трудно узнать: знакомые мотивы, едва появившись, тут же пропадают, как полустанки за окном поезда на Транссибирской магистрали.

Танец усложняет понятие пустоты, лишает ее специфических русских примет. На огромной сцене – всего две пары исполнителей: одна – в центре, вторая – на скамейке в глубине. Две возрастные проекции одной пары, два варианта одних отношений, вообще два разных балета на одну музыку: Максим Петров предпочитает не разъяснять ни это разделение, ни мелодраматический сюжет, который тоже постоянно ускользает от зрителей. «Русские тупики – II» рецензент определила как современный романс, где «движения, подобранные хореографом, объясняют ситуацию надежнее мимической игры»: «За всеми неоклассическими дуэтами, синхронами и вариациями внятно прочитывается история несчастливой и безысходной любви» (Татьяна Кузнецова, «Коммерсантъ»). Впрочем, это лишь одно из возможных толкований. Богдан Королёк

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)