Продолжительность концерта 2 часа 55 минут
Концерт идет с двумя антрактами
К премьере своей сорок седьмой оперы, «Лючия ди Ламмермур», 37-летний Гаэтано Доницетти подошел, не переставая без устали работать. Росло его признание в Италии, ширилась международная слава. Великий Россини который год молчал. Верди еще только готовился к дебюту. Беллини по стечению обстоятельств скончался за три дня до премьеры «Лючии». Доницетти предстояло несколько лет единолично царить в итальянской опере.
Сюжет «Лючии» заимствован из «Ламмермурской невесты» Вальтера Скотта (1819). Вся Европа зачитывалась тогда романами шотландского писателя, десятки переводчиков трудились ради тех, кто еще не был готов знакомиться с его книгами на мало кому тогда известном английском языке. Сегодня романы Вальтера Скотта читают реже и без лихорадочного стремления поскорее познакомиться с модной новинкой. Но очарование шотландской романтики выдержало испытание временем. И совсем не устарела мелодика «Лючии» — одно из высших достижений романтического бельканто, к которому Доницетти пришел за годы нелегкого соперничества с Беллини.
«Лючия» — настоящая романтическая мелодрама. Эмоции целиком поглощают и героев, и слушателей. В «Тоске» Пуччини погибают все главные герои, но предсмертной арии удостоен только Каварадосси. В «Лючии» же две гениальные предсмертные арии. Ламмермурская невеста наделена сценой сумасшествия, которая полвека спустя получит продолжение в финальной арии Марфы из «Царской невесты». А заключительная ария Эдгара, которую он поет в ожидании дуэли с баритоном, станет далеким прообразом предсмертной арии Ленского в «Евгении Онегине». Наилучший рецепт успеха для оперы — побольше хорошей музыки, так чтобы каждый номер оказался шедевром. Безусловных шедевров в «Лючии ди Ламмермур» немало. Это каватина из первого действия (Regnava nel silenzio), в которой Лючия рассказывает о явлении призрака. Затем ее головокружительный дуэт с Эдгаром, где Доницетти запрятал в партию тенора устрашающе высокий, почти не существующий в природе верхний ми-бемоль. В этом дуэте оба, прощаясь, клянутся вечно помнить друг друга (Verranno a te sull’aura). После грандиозного секстета, завершающего второе действие, композитору, казалось бы, оставалось в изнеможении отложить перо и подумать об отдыхе. Но вдохновение Доницетти вело его дальше, к свершениям третьего действия. Всю оперу он сочинил за шесть недель. Несмотря на такую скорость, каждый элемент партитуры продуман, а каждая сцена главной героини отделана с огромной любовью.
Лючии не только принадлежит лучшая ария — ей отданы лучшие краски оркестра. Ее первое появление сопровождает романтическая арфа. В следующих сценах арфу сменяет жалобный гобой. В сцене сумасшествия Доницетти мечтал о призрачных звуках стеклянной гармоники. Увы, исполнитель на этом редкостном инструменте рассорился с администрацией театра Сан-Карло, и гармонику пришлось заменить флейтой. Наконец, в последний путь героиню провожают удары колокола.
Современники ругали Доницетти за слишком громкое звучание оркестра с таким запалом, будто имели в виду молодого Вагнера. Будущее показало, что он скорее заслуживает похвалы за редкое сочетание темперамента и чувства меры. Анна Булычёва
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)