Санкт-Петербург, Мариинский-2

Мастер и Маргарита


балет на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара

СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ

Исполнители

Мастер – Артём Овчаренко
Маргарита – Екатерина Крысанова
Воланд – Владислав Лантратов
Понтий Пилат – Александр Водопетов
Иван Бездомный – Михаил Крючков

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Антон Гришанин

Премьера постановки: 1 декабря 2021 года, Большой театр России


Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут

Возрастная категория 16+

Авторы и постановщики

Музыка Альфреда Шнитке и Милко Лазара
Либретто Эдварда Клюга по одноименному роману Михаила Булгакова
Хореограф – Эдвард Клюг
Дирижер-постановщик – Антон Гришанин
Сценограф – Марко Япель
Художник по костюмам – Лео Кулаш
Художник по свету – Томаш Премзл

Краткое содержание

ДЕЙСТВИЕ I
Мастер напряженно работает. Под его руками оживает образ Понтия Пилата. На Патриарших прудах Аннушка разливает масло. Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный ведут ожесточенный спор. Подошедший элегантный господин – Воланд – предупреждает Берлиоза о скорой смерти. Предсказание немедленно сбывается: Берлиоз попадает под трамвай. Потрясенного Бездомного преследуют Бегемот и Фагот. Иван пытается скрыться, но не может избавиться от непрошеных странных спутников. В ужасе он прыгает в реку.
Воланд и его свита – Бегемот, Фагот, Азазелло, Гелла – появляются в квартире Берлиоза. В одной из комнат спит администратор театра Варьете Степа Лиходеев. Ему напоминают, что он пригласил Воланда дать представление в театре.
Литераторы прекрасно проводят время в «Доме Грибоедова». Иван Бездомный прерывает их веселье ужасной новостью о гибели Берлиоза. Эти слова принимают за шутку. Появление Воланда окончательно сводит Бездомного с ума, его отправляют в клинику к знаменитому психиатру Стравинскому.
Профессор Стравинский пытается успокоить Ивана, но того преследует видение Воланда. Мастер рассказывает Бездомному историю своей жизни и знакомства с Маргаритой, а потом исчезает. Бездомный остается под наблюдением санитаров.
В театре Варьете конферансье Жорж Бенгальский объявляет сеанс черной магии. Он пытается принять участие в представлении, которое дают подручные Воланда, и Бегемот откручивает ему голову. Убедившись в полной покорности публики, Воланд и его свита исчезают, заперев все выходы из театра. Перед загипнотизированной толпой появляются Пилат, Мастер и управдом Никанор Иванович Босой. Босой швыряет в воздух фальшивые деньги, толпа впадает в безумие, санитары увозят всех в клинику.
Иван Бездомный слушает рассказ Мастера.

ДЕЙСТВИЕ II
Воланд и его свита прочно обосновались в квартире покойного Берлиоза. Они выпроваживают приехавшего на похороны племянника Максимилиана Андреевича Поплавского.
На похоронах за гробом следуют литераторы. Среди них критики, пристально изучавшие творение Мастера, в их числе – Латунский.
Отзывы критиков заставляют Мастера чувствовать себя распятым. Его не покидают мысли о Пилате. Пилат, вступив в диалог с Мастером, освобождает его.
Маргарита спасает роман Мастера от уничтожения, но не может убедить критика Латунского признать произведение. Азазелло предлагает Маргарите волшебное средство, которое изменит ее жизнь и жизнь Мастера. Маргарита принимает подарок. Теперь она может быть в разных местах одновременно: и лететь над Москвой, и уничтожить критика Латунского. Воланд вовлекает Маргариту в таинственный вальс. Ради своей любви она готова отдать душу и стать королевой бала у Сатаны.
Бал начинается. Ночь среди демонических существ дается Маргарите нелегко, но она находит силы вымолить прощение Фриде, когда-то задушившей своего ребенка. Героине подносят чашу, наполненную кровью, она выпивает напиток и теряет сознание. Воланд и его свита воссоздают для нее жилище Мастера, где они были так счастливы. Мастер вновь со своей возлюбленной, его творение в целости и сохранности. Влюбленных ждет вечный покой.


Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» российским музыкальным театром освоен многогранно: есть мюзикл, опера и даже рок-опера. Ситуацию отсутствия на отечественной сцене балета по этому произведению исправили зарубежные авторы. Либретто и хореографию по культовому тексту русской литературы сочинил иностранец, Эдвард Клюг. Впрочем, в России он давно перестал быть чужим. Частый гость петербургского фестиваля балета Dance Open, хореограф Эдвард Клюг представлял свои работы в Москве, ставил в Новосибирске, выпустил два спектакля в Большом театре, а в российских кинотеатрах показывают его танцевальную «Кармину Бурану».
Имя этого хореографа в нашей стране зазвучало благодаря одной из первых его постановок. Графикой меланхоличного дуэта из балета «Радио и Джульетта» на музыку группы Radiohead петербургские артисты не раз разбавляли классические гала еще в первое десятилетие ХХI века, когда начиналась балетмейстерская карьера Клюга. Хореографическое образование он получил в родной Румынии, стал танцовщиком Словенского национального театра Марибора, а с 2003 года возглавил этот коллектив. С тех пор труппа из Марибора представляла его постановки на многих фестивалях и зарубежных гастролях. Клюга приглашали ставить спектакли в Нидерландском театре танца, Венском государственном балете, Королевском балете Фландрии, Национальной опере Украины, он не раз сотрудничал со Штутгартским и Цюрихским балетом. Из российских театров первым постановками Клюга обзавелся Новосибирский театр оперы и балета: в 2017-м в его репертуар вошел «Пер Гюнт», а год спустя – одноактные «Шепот» на музыку Шопена и «Радио и Джульетта».
В 2018 году Эдвард Клюг дебютировал в Большом театре «Петрушкой» Стравинского, а затем получил приглашение на еще одну постановку. И в 2021-м состоялась премьера «Мастера и Маргариты». Приступая к работе над спектаклем, хореограф, выросший в коммунистической Румынии, так отвечал на вопрос о риске взяться за это произведение: «Любой человек моего возраста или старше, столкнувшийся с той системой, в которой родился этот роман, чувствует себя в той или иной степени вовлеченным в историю, описанную в “Мастере и Маргарите”. Иронический взгляд или даже самоирония – часто способ выжить в такие времена. Это то, что я вынес из моего собственного жизненного опыта, и это то, что, как мне кажется, связывает меня со вселенной Булгакова. С другой стороны, “Мастер и Маргарита”, как любое другое великое произведение человеческого гения, принадлежит не одной нации, но всему миру. И я счастлив и горд тем, что мне досталась такая невероятная задача». Ольга Макарова


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)