Маша – Рената Шакирова
Щелкунчик-принц – Филипп Стёпин
Имя Галины Сергеевны Улановой – синоним поэзии танца. Восхищаясь ее удивительным талантом и не стесняясь высокого стиля, современники называли Уланову «обыкновенной богиней», «неуловимой душой, гением русского балета». Сила впечатления от ее танца невольно повышала градус эпитетов, но, несмотря на громкие слова, звучавшие в адрес балерины, ее искусство было чуждо пафоса. Что бы Уланова ни танцевала, она пленяла простотой и искренностью. Созданные акварельными красками ее индивидуальности образы трогали зрителей до глубины души – свидетели сценических свершений артистки рассказывали об увиденном как о чуде.
В послужном списке Галины Улановой не так много ролей: она бралась только за те, что отвечали природе ее таланта, те, которые чувствовала. Стихией балерины были лирико-драматические партии. Естественность пластических интонаций, правдивость жестов героинь, судьбы которых она проживала в спектаклях, Уланова искала самозабвенно. Эффектная виртуозность никогда не была для нее самоцелью: безупречная, вагановской выучки техника растворялась в образности ее танца.
Свои главные роли – те, в которых стала несравненной, – Уланова создала в Ленинграде, на сцене Театра имени Кирова, где с детства дышала запахом кулис, впитывая традиции петербургского стиля танца, и где начала свой профессиональный путь после окончания школы на улице Зодчего Росси. В Ленинграде родились ее Джульетта в «Ромео и Джульетте» и Мария в «Бахчисарайском фонтане». На нее поставленные, эти партии в исполнении Улановой стали шедеврами актерского мастерства в балете, легендами хореографической выразительности. На нее в 1934 году Василий Вайнонен создавал роль Маши в своей версии «Щелкунчика». Хореограф задумывал, что детей на елке в спектакле танцуют дети, и только к началу адажио их подменяют взрослые артисты. Уланова появлялась в спектакле в тот момент, когда Щелкунчик превращался в принца и, как отмечали зрители, «не становилась абстрактно танцующей балериной, сохраняя на весь балет ощущение детскости, детского восприятия жизни и всех ее чудес. Она как бы уничтожала разрыв между образом Маши-девочки и Маши-принцессы, объединяя их в единой теме благодарно-восхищенного, радостного отношения к окружающему миру, к людям, к сказочным чудесам». Из классики Галина Сергеевна особенно ценила Жизель и Одетту – подготовив роли в Ленинграде, она сохранила их репертуаре, когда в 1944 году продолжила карьеру в Москве.
Став балериной Большого театра, Уланова часто приезжала танцевать в родной город, и каждый ее спектакль становился событием. Театр не мог вместить всех благодарных и любящих зрителей, шедших на ее выступления за потрясением. Артистка в спектаклях жила чувством и музыкой. На сцене танец Улановой, в жизни сдержанной и закрытой, был наполнен темпераментом, заставлявшим трепетать сердца даже на последних рядах галерки. И истории о земных страстях в ее исполнении становились проникновенным рассказом о величии духа. Ольга Макарова
Премьера балета Петра Чайковского в хореографии Льва Иванова – 6 декабря 1892 года, Мариинский театр
Премьера балета в хореографии Василия Вайнонена – 18 февраля 1934 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера возобновления в оформлении Симона Вирсаладзе – 21 марта 1954 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Написанная по сценарному плану Мариуса Петипа для сказочного балета-феерии, впервые музыка Чайковского прозвучала в спектакле, поставленном Львом Ивановым в 1892 году. Роскошно оформленный, тот спектакль отвечал духу балетов ХIХ века – цельность сюжетной драматургии не была в числе первоочередных задач хореографа, внимание балетмейстер сосредоточил на богатстве танцевального текста. «Нет в музыке "Щелкунчика" ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец. Все кипит на сцене неумолчно тихим плеском тишайших фигур с взрывами румяного счастливого детского смеха, детских утех, упоений и секундных огорчений», – с ностальгией вспоминал критик Волынский постановку Иванова, снятую с репертуара в советской стране. Авангардные 1920-е подарили ленинградской сцене новое прочтение музыки Чайковского. В спектакле, поставленном Федором Лопуховым, не было места безмятежной гармонии классического танца. Акробатические поддержки, шпагаты и мелодекламация потеснили традиционные вариации и па-де-де. Однако пластические эксперименты и подчеркивание хореографом трагического начала партитуры Чайковского были встречены критикой настороженно. И уже в 1934-м в афише появился новый «Щелкунчик» – постановка Василия Вайнонена, дитя новой эпохи, приветствовавшей политкорректность и обоснованность танца развитием фабульного действия. «Сценарий "Щелкунчика" Петипа не удовлетворял меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши и т.д.)», – писал хореограф и, отказываясь от фантастических персонажей, сочинял спектакль о девочке, которой приснились чудеса. Хореограф услышал в музыке Чайковского гармонию конфетно-карамельных детских грез и выстраивал танцевальное действие, опираясь на традиции балета ХIХ века – с развернутыми классическими ансамблями Вальса снежинок и Розового вальса, па-де-де главных персонажей и дивертисментом характерных танцев в стране Сластей. «Щелкунчик» Вайнонена создавался привычным языком классики, перипетии сюжета в нем были представлены танцевально, и его хореографическое разнообразие стало залогом долгой сценической жизни. Спектакль не сходит со сцены уже более восьмидесяти лет. Сегодня его исполняют как артисты Мариинского театра, так и студенты Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Ольга Макарова
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)