I. Изумруды
Евгения Образцова
Клим Ефимов
Анастасия Денисова
Марк Орлов
Ульяна Мокшева
Кристина Петрова
Марк Чино
II. Рубины
Надежда Батоева
Филипп Стёпин
Мария Чернявская
III. Бриллианты
Ева Сергеенкова
Дмитрий Выскубенко
Оркестр Большого театра России
Дирижер – Павел Сорокин
Премьера в Большом театре – 5 мая 2012 года
Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут
«Драгоценности»: Большой и Мариинский
Гастроли Большого в Мариинском продолжают пять показов «Драгоценностей» – одного из самых известных балетов Джорджа Баланчина. Он знаменит настолько, что несколько лет назад удостоился даже празднования собственного юбилея*. И поскольку состоит из трёх самостоятельных частей, главной находкой торжества, как раз и призванной продемонстрировать его всемирную популярность, стало объединение в один вечер трёх балетных компаний, каждой из которых досталась своя часть. С подобной же целью на сей раз отправились в Санкт-Петербург и московские «Драгоценности»: на каждом представлении разные части будут танцевать артисты Большого и Мариинского театров, главные хранители традиций русского балета, плотью от плоти которого был и выдающийся американский хореограф Джордж Баланчин.
«Драгоценности», поставленные Джорджем Баланчиным для его труппы Нью-Йорк сити балет в 1967 году, вошли в историю как первый «полнометражный» бессюжетный балет.
История создания великого произведения искусства всегда обрастает множеством легенд. По словам самого Баланчина, он и ювелир Клод Арпель познакомились, будучи в гостях у третьей знаменитости – скрипача Натана Мильштейна. Возможно, тогда (1939 год) у него впервые и промелькнула мысль о том, что было бы интересно поставить балет, в котором артисты танцевали бы в костюмах, украшенных «драгоценными камнями». Спустя почти десятилетие, в 1947-м, именно такая идея будет реализована Леонор Фини, известным художником-сюрреалистом и дизайнером, на постановке в Парижской опере «Хрустального дворца», ещё одного прославленного балета Баланчина. Однако впоследствии «Симфонию до мажор» (название, под которым и предстояло прославиться «Дворцу») и в Париже, и в труппе Баланчина одевали уже другие лица, а костюмы экстравагантной Фини стали достоянием истории искусства.
Ну а реальные очертания идея поставить «драгоценный» балет обрела ещё двадцать лет спустя, когда давний знакомый показывал Баланчину витрины магазина своего знаменитого ювелирного дома – Van Cleef & Arpels – на Пятой авеню. Заворожённый блеском драгоценных камней, хореограф захотел «поймать» и зафиксировать их мерцающую красоту. Сам Баланчин подчёркивал, что отправной точкой и в случае «Хрустального дворца», и в случае «Драгоценностей» был прежде всего цвет «исходных» камней, затем подкреплённый их имитацией деталями костюмов. Что будто бы только этим и исчерпывалась связь балета с ювелирным искусством. Но ему «не поверили» практически сразу. И уже не важно, что тут быль, а что легенда, настолько красивой стала история, в которую они переплелись. Мгновенно было решено, что сама структура балета, его исполненная изящества «геометрия» хореографических построений и движений сродни переплетениям драгоценных ожерелий и более того – как бы структуре самих камней, словно Баланчин прозревал их химические формулы! И действительно, трудно отделаться от впечатления, что танец в этом балете мерцает и переливается, подобно свету, играющему на гранях драгоценных камней.
Толкователи балета пошли ещё дальше и «установили» связь его частей с биографией самого Баланчина. И теперь считается практически непреложным, что каждый камень символизирует один из трёх этапов жизненного и творческого пути балетмейстера: «Изумруды» на музыку Г. Форе отражают изысканность и элегантность Франции, присущие также и французской балетной школе, «Рубины» на музыку И. Стравинского отдают дань острым синкопированным ритмам Америки с её Бродвеем, а «Бриллианты» (музыка – П. Чайковского) стали ностальгическим воспоминанием о кристальной чистоте школы императорского петербургского балета. Сам Баланчин подобный замысел отрицал. Особенно энергично – в отношении «Рубинов», будто бы вызванных к жизни исключительно музыкой Игоря Стравинского, давнего друга и соратника хореографа, а вовсе не «образом Америки».
Почти ни один опус, посвящённый «Драгоценностям», не обходится без упоминания цитаты из рецензии известного американского балетного критика английского происхождения Клайва Барнса, настолько она эффектна: «Едва ли Джордж Баланчин когда-либо прежде создавал опус, в котором замысел нашёл бы столь прочную опору, изобретательность была бы столь образной, а концепция столь впечатляющей, как в трёхактном балете, мировая премьера которого состоялась вчера на сцене Театра штата Нью-Йорк» («Нью-Йорк таймс», 14.4.1967). Несколько реже цитируется другое его высказывание, ещё более афористичное, в котором восхищение сквозит тем больше, что оно приправлено изрядной долей юмора: «Драгоценности» – это «словно и завтрак, и ланч, и обед у Тиффани».
Мариинскому театру принадлежит пальма первенства в освоении наследия Баланчина в России. Что и неудивительно, учитывая, что Баланчин – не только величайший хореограф XX столетия, но и выпускник петербургской балетной школы. Постановка, осуществлённая в Мариинском в 1999 году, как раз и способствовала повсеместному возрождению интереса к этому балету. Большой осваивал его постепенно, сначала включив в свой репертуар только одну часть – «Рубины». Они вошли в программу вечера американской хореографии, премьера которого состоялась в 2011 году. Выбор «камня» опять-таки был вполне закономерен: «американская» часть балета как нельзя лучше подходит московской школе с её азартной, «скоростной» и яркой игровой стихией.
Но уже на следующий, 2012-й, год Большой показал балет целиком. Эта премьера была ознаменована сотрудничеством с компанией Van Cleef & Arpels, которой не только выпала честь стать вдохновительницей выдающегося хореографа, но которая и сама вдохновлялась искусством балета. По счастливому стечению обстоятельств Клод Арпель был балетоманом и в течение долгих десятилетий хранил впечатления, полученные от просмотра спектаклей дягилевских Русских сезонов, в орбиту которых входил и сам Баланчин.
«Танцующая» брошь, изображение которой украшало афиши премьеры в Большом (она называется «Испанская танцовщица»), была создана в 1941 году. С тех пор ювелиры фирмы не раз обращались к танцевальным мотивам. Была даже разработана и представлена специальная коллекция "Ballet précieux" – «Драгоценный балет» (2007 год).
Благодаря партнёрству с ювелирным домом спектакль Большого был одет в эксклюзивные одежды: художник по костюмам Елена Зайцева и сценограф Альона Пикалова были допущены в святая святых – «архивные» хранилища Van Cleef & Arpels, где изучили самые знаменитые экспонаты, которые и послужили для них источником вдохновения в работе над новым спектаклем.
Совместные выступления артистов Большого и Мариинского театров пройдут в спектакле Большого на сцене Мариинского (новой) 10, 11 (12:00 и 19:00) и 12 (12:00 и 19:00) мая. Большой начнёт с «Рубинов», Мариинский – с «Изумрудов» и оммажа петербургскому балету – «Бриллиантов». В последующие дни театры поменяются частями. Главный сюрприз намечен на последний вечер: 12 мая (19:00) танцовщики ведущих театров страны объединятся в каждой части. Наталья Шадрина
* В 2017 году в Нью-Йорке.
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)