Беатриче – Юлия Мазурова
Бенедикт – Илья Легатов
Дон Педро – Денис Макаров
Леонато – Борис Дьяченко
Геро – Гузель Шарипова
Клавдио – Максим Лисиин
Урсула – Юлия Шаварина
Хор и оркестр Большого театра
Дирижер – Жюльен Салемкур
Премьера постановки: 20 июля 2023 года, Большой театр России
Рассказывает режиссер спектакля Александр Петров: «До приглашения поставить эту оперу в Большом театре, я был знаком лишь с двумя-тремя номерами партитуры, исполняемыми в оперных гала-концертах, поэтому “Беатриче и Бенедикт” Берлиоза для меня абсолютная неожиданность. Не могу такое сказать про Шекспира и его комедию “Много шума из ничего”, на основе которой Берлиозом сделано либретто. Отрывки из этой комедии я ставил в студенческие годы. <…> С Шекспиром связан момент, который для меня оказался чуть ли не определяющим. Шекспир пишет свою комедию примерно в 1600 году в Англии, которая измучена и искалечена войной с Испанией – истощенные противники вот-вот заключат Лондонский мир. Когда люди живут с войной у ворот или напрямую в этой войне участвуют и с нее возвращаются, у них сознание работает особенным образом. Ожесточение, обожженность души и возникающий цинизм заставляют совершенно по-другому воспринимать мирную жизнь, ее ценности и ее мистификации. Шекспир помещает действие пьесы в сицилийский город Мессина. А во время Первой мировой войны, в бухте Ионического моря, у Мессины, итальянцы победили австрийцев. Я почувствовал, что нам для спектакля нужна именно та война – Первая мировая, более близкая и знакомая, а потому острее воздействующая. Из этой цепочки идей и возникла концепция переноса событий во времени – в пансионат, где восстанавливаются и отдыхают от кровопролития раненые солдаты. Место действия – боскетный сад из стриженых кустов, таинственный лабиринт для плетения интриги. “Беатриче и Бенедикт” – во многом комедия положений. Она позволяет осуществить многочисленные драматургические фокусы, когда один персонаж слушает из-под кровати свой приговор, другой украдкой выхватывает фразу, сказанную между запутанными тенистыми аллеями… Это материал, невероятно живой и переполненный эмоциями: хаотичные ссоры, бесконечные интриги, обмены ироничными колкостями и робкие признания в любви. На бойкие сюжетные коллизии Берлиоз чутко и точно откликается роскошными музыкальными изобретениями. У него феноменальная лирика в женских дуэтах и терцетах, великолепный юмор, когда он пародирует капельмейстера Сомароне (somaro на итальянском языке – “осел”), хоры, отражающие любовь итальянцев к хоровому пению… И все же “Беатриче и Бенедикт” Берлиоза – это история о любви. При внешней, напускной эксцентричности каждый из персонажей во многом беззащитен и одинок. И изощренная мистификация внезапно дает возможность проявиться искреннему и наивному чувству, сметающему всё на своем пути. Ментальные “стены” преодолеваются только любовью: она помогает каждому найти выход из темного внутреннего сада-лабиринта с расходящимися тропками».
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)