Луиза – Анна Аглатова
Граф Вальтер – Владислав Попов
Рудольф – Мигран Агаджанян
Федерика – Агунда Кулаева
Вурм – Николай Казанский
Миллер – Павел Янковский
Хор и оркестр Большого театра
Дирижер – Эдуард Топчян
Премьера постановки: 25 мая 2023 года, Большой театр России
Рассказывает дирижер-постановщик Эдуард Топчян: «Опера “Луиза Миллер” появилась в моей жизни давно. В молодости я дружил со знаменитым армянским тенором Гегамом Григоряном, который иногда вечером звонил мне и приглашал в гости. Жил он неподалеку, поэтому обычно уже через несколько минут мы сидели вместе и говорили об операх: он, звезда, и я, начинающий дирижер. Однажды Гегам сказал: “Знаешь, у меня есть прекрасный подарок для тебя” – и, к моему удивлению, снял с полки три тома партитуры “Луизы Миллер”, добавив, что это нечто особенное. <…> Я – огромный поклонник музыки Верди: всю жизнь изучаю этот репертуар, дирижировал четырнадцатью операми из двадцати шести, практически все из них знаю наизусть. Когда мне предложили поставить “Луизу Миллер”, я еще не знал ее по-настоящему и думал, что это не самая великолепная опера Верди. Но благодаря приглашению Большого театра я полностью погрузился в эту музыку и оценил подарок, который судьба мне преподнесла. Теперь с уверенностью могу сказать: “Луиза Миллер” – одна из самых прекрасных опер Верди, начинающая знаменитый средний этап творчества, когда были написаны его самые популярные оперы. Да, до “Луизы” появлялись очень хорошие произведения: “Эрнани”, “Двое Фоскари”, не во всем идеальный “Макбет”, но в них мы еще слышим, что это “ранний Верди”. С другой стороны, последний период – время великих опер, которые больше всего, наверное, ценят знатоки: “Отелло”, “Фальстафа”. Среди моих любимых опер – и созданная в то же время вторая версия “Симона Бокканегры”. Средний же этап – эпоха, когда были написаны самые популярные, самые репертуарные произведения. В этом плане “Луиза” действительно нечто особенное. Она не просто предвосхищает будущее, а в одночасье открывает нам совсем другого, нового Верди. Это больше не автор героических драм, таких как “Набукко” или “Битва при Леньяно”, это – новый композитор, способный восхищать и знатоков, и широкую публику своей тонкостью и выразительностью, притом не теряя доступности. В “Луизе Миллер” уже очень хорошо чувствуется та красота, которая отличает “Риголетто”, “Травиату” и “Трубадура”, но есть и такие потрясающие эпизоды, каких Верди больше никогда не писал: почти весь третий акт, удивительный эпизод с органом.
Опера невероятно удачна не только в деталях, но и как целое: она компактна, цельна, в ней нет ни одной лишней ноты. Верди здесь и новатор, и продолжатель традиций композиторов эпохи бельканто, хотя лично для меня и Беллини, и Доницетти – это композиторы, которые родились, чтобы за ними пришел Верди. В “Луизе Миллер” замечательно слышно, как Верди умеет создавать ансамбли, обладающие потрясающим музыкальным единством, каждый герой которых при этом уникален, наделен особенным настроением и мыслями. Оркестровка чудесна; она меняется по сравнению с более ранними операми. Оркестр здесь заметен не только в гениальной увертюре: он на протяжении всей оперы создает краску и настроение, ведет нас сквозь череду событий. Хоть в нем и нет замысловатости, но все звучит так честно и так понятно, что другого и не нужно.
Верди – как Чайковский: одновременно глубок и доступен, умеет минимальными средствами сделать многое. Его оркестровые и вокальные краски позволяют слушателю, даже если он не знает либретто, не понимает язык, точно почувствовать, о чем идет речь, и даже увидеть в музыке, что происходит: глухую полночь, солнечный день или идущий дождь. Верди поразительно умеет передать настроение сцены, характер персонажа: голоса всех героев подобраны очень точно.
Верди создает образы протагонистов так изобретательно, что с первого звука ты слышишь всю отцовскую нежность Миллера, всю выразительность Вальтера, всю тонкость характера Луизы (это сложнейшая партия, нужно очень много уметь и тонко чувствовать музыку), всю мощь Рудольфа, весь невероятный характер Вурма. <…> Надеюсь, публика оценит всю выразительность спектакля и сможет насладиться сокровищами “Луизы Миллер” в полной мере». Подготовлено Юлией Бедеровой
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)