Санкт-Петербург, Концертный зал

Ласточка

опера Джакомо Пуччини (концертное исполнение)
Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Магда – Екатерина Латышева
Руджеро – Александр Фёдоров
Прюнье – Карлос Д'Онофрио
Лизетта – Екатерина Фенина
Рамбальдо – Иван Новосёлов

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Заурбек Гугкаев


В ПРОГРАММЕ:
«Ласточка» (концертное исполнение оперы)
Музыка Джакомо Пуччини
Либретто Джузеппе Адами

Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов


«Ласточка» – наименее известная опера Пуччини, хотя она и появилась после «Богемы», «Тоски», «Мадам Баттерфлай». Впрочем, сочинение было задумано не как опера, а как оперетта. Осенью 1913 года Пуччини подписал контракт с венским Карл-театром, чей репертуар в основном составляли оперетты и водевили. Но премьера не состоялась: разразилась Первая мировая война, контракт пришлось расторгнуть. Впервые «Ласточка» была поставлена в Монте-Карло (Монако), в театре при известном казино, в марте 1917 года с Джильдой Далла Рицца и Тито Скипой в главных ролях. Место премьеры оказалось по-своему знаковым, поскольку действие «Ласточки» тоже происходит в богемной атмосфере, среди удовольствий светской жизни, в круговерти вечного праздника. История начинается в парижском салоне, чтобы потом перенестись на Лазурный Берег. Главная героиня – куртизанка Магда, которая пользуется всеми дарами жизни, но втайне мечтает встретить настоящую любовь. Однажды в ее салон попадает молодой провинциал Руджеро, и, казалось бы, мечты начинают воплощаться. Но этот роман, разбивающийся о быт и репутацию Магды, изначально обречен. Пуччини подчеркивает такую смену «тональности» сюжета резким сопоставлением: в музыке первых двух актов царит светлый характер, в третьем же действии тучи сгущаются – и лирическая комедия приобретает мелодраматические черты. Своей фабулой «Ласточка» напоминает сразу несколько известных опер, в первую очередь «Травиату» Верди. Правда, здесь все обойдется без смерти титульной героини. Отсылает маэстро и к собственным «Манон Леско» и «Богеме». У Магды есть нечто общее с Манон, а из «Богемы» сюда перекочевала вторая пара влюбленных: поэт Прюнье и служанка (и начинающая актриса) Лизетта, которые вечно выясняют отношения, – очень напоминают Марселя и Мюзетту. Удивительно, но в музыке «Ласточки» слышны отголоски восточного колорита «Мадам Баттерфлай»: вероятно, Пуччини дорожил найденной там новой звуковой палитрой. Сюжетные и музыкальные ассоциации придают особую окраску этому творению Пуччини, которое в своих лучших ариях, дуэтах и хоровых сценах ничуть не уступает более прославленным операм маэстро. Отдавая дань венской оперетте, композитор насытил произведение вальсовыми сценами; одна из самых крупных и эффектных находится во втором акте и объединяет основных солистов и хор. В партитуре нашлось место и более модным танцам той эпохи: фокстроту, уанстепу и танго. Композитор трепетно относился к своему созданию и сожалел, что эта опера не сумела повторить успех его прежних работ. Но после Монте-Карло «Ласточка» звучала в Италии и других европейских странах, ставилась в Америке, а сегодня добралась и до России. Елена Прыткова


Краткое содержание оперы
Первое действие. Париж
Куртизанка Магда и ее покровитель банкир Рамбальдо принимают гостей в роскошном парижском салоне. Поэт Прюнье развлекает гостей светской болтовней. Горничная Лизетта сообщает, что Рамбальдо хочет увидеть сын его старого приятеля, только что прибывший в Париж из провинции. Банкир удаляется по делам, а затем возвращается с молодым провинциалом, которого зовут Руджеро. Магда с первого взгляда влюбляется в наивного молодого человека, который совершенно не похож на тех, в чьем обществе Магда проводит время. Прюнье видит ее замешательство. Желая развлечь Магду, он гадает по ее руке и предсказывает, что однажды девушка откажется от всего и улетит как ласточка в поисках любви и счастья.

Второе действие. В Бюлье
Художники, студенты и цветочницы весело беседуют, поют и танцуют в ресторане. Появляется Магда. Парируя шутки и недвусмысленные намеки подвыпивших молодых людей, она как бы случайно садится за столик Руджеро и представляется ему как Полетт. Руджеро не узнает в ней хозяйку салона и совершенно теряет голову от ее красоты и обаяния. Появляются Прюнье с Лизеттой, а затем Рамбальдо. Прюнье и Лизетта пытаются помешать банкиру увидеть Магду, однако он видит девушку и требует от нее объяснений. Магда признается Рамбальдо, что встретила настоящую любовь и должна покинуть его.

Третье действие. Лазурный берег Франции
Уже несколько месяцев Магда и Руджеро живут в Ницце. Несмотря на финансовые трудности они счастливы и хорошо проводят время на вилле у Средиземного моря. Руджеро пишет письмо матери, в котором просит разрешения на брак с Полетт. Он рисует Магде идиллические картины их совместной жизни в деревенской глуши. Магда разрывается между желанием все рассказать Руджеро и страхом потерять его любовь. В ответном письме мать Руджеро благословляет его на брак с избранницей, если та чиста и невинна. Не в силах сдержать отчаяние, Магда объявляет Руджеро, что никогда не сможет быть его женой. Невзирая на его мольбы и слезы, Магда вместе с Лизеттой покидает Ниццу.


Мировая премьера оперы: 27 марта 1917 года, Опера Монте-Карло

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход