Санкт-Петербург, Зал Рахманинова

Юдифь


сцены из оперы Александра Серова

Новое в репертуаре
К 150-летию со дня рождения Федора Шаляпина

Исполнители

Юдифь – Жанна Домбровская
Авра – Варвара Соловьёва
Олоферн – Яков Стрижак
Асфанез – Евгений Чернядьев
Вагоа – Клим Тихонов

Партия фортепиано – Екатерина Ильина

Продолжительность концерта 1 час 15 минут
Концерт идет без антракта

Возрастная категория 6+

Краткое содержание

Действие первое
Иудея, VI век до н. э. Вот уже тридцать дней иудейский город Ветилуя осажден ассирийскими войсками во главе с Олоферном. Старейшины города Озия и Хармий и жрец Элиаким обсуждают бедственное положение своего народа: враг отрезал все пути к долинам и горам, людям грозит смерть от жажды. Хотя жрец призывает уповать на Бога, измученные иудеи начинают роптать и готовы покориться ассирийцам. Озия и Хармий просят подождать еще пять дней и клянутся сдать город, если не придет спасение. Еврейские воины приводят связанного Ахиора, вождя аммонитян – народа, подвластного Вавилону. Тот рассказывает о военном совете у Олоферна. Жестокий военачальник хотел знать, что дает евреям силы сопротивляться. Все присутствовавшие промолчали, и только Ахиор осмелился ответить: таинственный щит еврейского народа – вера в Бога. За дерзкий ответ аммонитянин был изгнан из стана Олоферна. Евреи принимают Ахиора к себе и молят Бога Израиля о спасении.

Действие второе
Юдифь, вдова храброго еврейского воина, предается тягостным раздумьям о грядущем поражении, позоре и плене. Она принимает решение использовать свой дар – красоту – для спасения соотечественников. План Юдифи опасен: она хочет пробраться в стан врагов, очаровать Олоферна и убить его. Входит служанка Юдифи Авра; по просьбе хозяйки она поет воинственную песню о другой бесстрашной иудейке – Иаили, совершившей подвиг и спасшей свой народ. Появляются Озия и Хармий. Юдифь упрекает старейшин в малодушии и просит разрешения отправиться в лагерь ассирийцев, не открывая подробностей замысла. Старейшины благословляют ее на подвиг и уходят. Испуганная Авра умоляет хозяйку одуматься, но Юдифь уповает на Бога и непоколебима в своем решении.

Действие третье
Песнями и плясками одалиски развлекают Олоферна в его шатре. Но жестокий вождь не в духе: его злит упорное сопротивление евреев. Олоферн гонит девушек прочь и обращается с гневной речью к Асфанезу, одному из своих военачальников. Решено: завтра же ассирийское войско пойдет на штурм осажденного города. Стан ассирийцев облетает весть о красавице еврейке, ищущей встречи с Олоферном. Вождь занимает свое место на троне, и перед ним предстает Юдифь. Она готова показать врагу путь в Иерусалим. Авра с ужасом наблюдает за мнимым предательством хозяйки. Олоферн покорен небывалой красотой и умом Юдифи и обещает ей царские почести. Красавица согласна остаться с ассирийцами и просит лишь об одном – отпускать ее вместе со служанкой на закате для совершения молитв. Олоферн отдает распоряжение начальнику стражи и гарема Вагоа свободно впускать и выпускать Юдифь. Предвкушая победу, ассирийцы хвалятся своим могуществом.

Действие четвертое
Накануне сражения в ассирийском лагере идет пиршество. Олоферн приказывает Вагоа спеть, и тот поет индийскую песню о шаловливых чернокосых красавицах. Но вождь хочет услышать не «бабьи», а военные песни. Оргия в разгаре, все славят Олоферна, а он мечтает поскорее заполучить Юдифь. Узнав, что Асфанез тоже очарован прекрасной еврейкой, вождь закалывает его. Входит Юдифь в сопровождении Авры. Олоферн посвящает ее в свои честолюбивые планы: после победы над Иудеей он намерен вернуться в Вавилон, захватить царский престол и сделаться единственным «царем, жрецом и богом». Юдифь же должна стать царицей. Опьянев, Олоферн впадает в забытье. Свита удаляется, уходит и Авра. Юдифь остается наедине с вождем. Пришло время осуществить задуманное. Помолившись, иудейка хватает меч и отрубает голову спящему врагу. По зову хозяйки возвращается Авра. Она прячет отсеченную голову в мешок, и обе женщины спешат к своему народу.

Действие пятое
Площадь в осажденном городе. Ночь, горят сторожевые костры. Отчаявшиеся иудеи готовы отречься от своего Бога. Пять дней миновали, чуда не произошло. Народ требует у старейшин отворить городские ворота ассирийцам, чтобы разом «покончить и муки, и жизнь». Жрец призывает всех к горячей молитве. Внезапно появляется Юдифь с головой Олоферна. Увидев голову вождя воздетой на копье, ассирийское войско должно обратиться в бегство. За городской стеной раздается шум, нестройные крики, звон оружия и конский топот: это враги покидают поле боя. Иудеи славят Юдифь и возносят хвалу Богу.


Имя Александра Серова (1820–1871) скорее можно встретить в книгах, чем на афишах: он вошел в историю отечественной музыкальный культуры прежде всего как выдающийся исследователь, просветитель и критик. Его композиторское творчество сегодня считается менее значимым, несмотря на то что сам Серов считал себя в первую очередь музыкантом, а не музыковедом. С появлением в зале Рахманинова Мариинского театра оперы «Юдифь» слушатели получат возможность составить на этот счет собственное мнение.

«Юдифь» – первая из трех опер Серова; ее премьера, прошедшая в 1863 году в Мариинском, имела шумный успех. В хронологии русского музыкального театра начало 1860-х – время, не слишком богатое крупными событиями. Еще не написали ни одной оперы ни Чайковский, ни Римский-Корсаков, ни Мусоргский, а премьеры обоих глинкинских шедевров и «Русалки» Даргомыжского давно прошли. Но не только выигрышным фоном можно объяснить триумф «Юдифи». Оперный первенец Серова обладает несомненными достоинствами: монументальностью, драматизмом, яркой театральностью, высоким этическим пафосом. Хотя в нем узнаваемы самые разнообразные влияния, он не кажется эклектичным. Общая композиция «Юдифи» соответствует жанру французской гранд-опера: пять актов, историко-библейский сюжет, обилие хоров, развернутые монологи главных героев, балетные и батальные сцены, декоративность, расширенный состав оркестра. Горячий поклонник Вагнера, Серов тем не менее использовал «вагнеризмы» очень осторожно и избирательно. Музыка «Юдифи» в гораздо большей степени вдохновлена Генделем, точнее – ораториальными сочинениями барочного мастера. В опере сталкиваются два народа: иудеи и ассирийцы; те и другие показаны в развернутых массовых сценах. У каждого народа – свой лидер; у евреев – прекрасная Юдифь, у ассирийцев – свирепый Олоферн. Артистизм исполнителей двух главных партий во многом определяет впечатление от «Юдифи», недаром самая яркая страница в сценической истории этой оперы связана с участием в ней Шаляпина.

Завсегдатаям Мариинского театра знакомство с «Юдифью» может быть интересно еще и потому, что она вступает в любопытный диалог с другими новинками мариинской афиши. Верди в «Набукко» имел дело со сходным сюжетом, Мейербер в «Гугенотах» выработал ту самую модель большой оперы, на которую опирался Серов. Пусть в обширной панораме музыкального театра XIX века творчество Серова осталось на втором плане, без него она была бы значительно менее объемной и живой. Христина Батюшина


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)