Юдифь – Жанна Домбровская
Авра – Варвара Соловьёва
Олоферн – Яков Стрижак
Асфанез – Евгений Чернядьев
Вагоа – Клим Тихонов
Партия фортепиано – Екатерина Ильина
Продолжительность концерта 1 час 15 минут
Концерт идет без антракта
Имя Александра Серова (1820–1871) скорее можно встретить в книгах, чем на афишах: он вошел в историю отечественной музыкальный культуры прежде всего как выдающийся исследователь, просветитель и критик. Его композиторское творчество сегодня считается менее значимым, несмотря на то что сам Серов считал себя в первую очередь музыкантом, а не музыковедом. С появлением в зале Рахманинова Мариинского театра оперы «Юдифь» слушатели получат возможность составить на этот счет собственное мнение.
«Юдифь» – первая из трех опер Серова; ее премьера, прошедшая в 1863 году в Мариинском, имела шумный успех. В хронологии русского музыкального театра начало 1860-х – время, не слишком богатое крупными событиями. Еще не написали ни одной оперы ни Чайковский, ни Римский-Корсаков, ни Мусоргский, а премьеры обоих глинкинских шедевров и «Русалки» Даргомыжского давно прошли. Но не только выигрышным фоном можно объяснить триумф «Юдифи». Оперный первенец Серова обладает несомненными достоинствами: монументальностью, драматизмом, яркой театральностью, высоким этическим пафосом. Хотя в нем узнаваемы самые разнообразные влияния, он не кажется эклектичным. Общая композиция «Юдифи» соответствует жанру французской гранд-опера: пять актов, историко-библейский сюжет, обилие хоров, развернутые монологи главных героев, балетные и батальные сцены, декоративность, расширенный состав оркестра. Горячий поклонник Вагнера, Серов тем не менее использовал «вагнеризмы» очень осторожно и избирательно. Музыка «Юдифи» в гораздо большей степени вдохновлена Генделем, точнее – ораториальными сочинениями барочного мастера. В опере сталкиваются два народа: иудеи и ассирийцы; те и другие показаны в развернутых массовых сценах. У каждого народа – свой лидер; у евреев – прекрасная Юдифь, у ассирийцев – свирепый Олоферн. Артистизм исполнителей двух главных партий во многом определяет впечатление от «Юдифи», недаром самая яркая страница в сценической истории этой оперы связана с участием в ней Шаляпина.
Завсегдатаям Мариинского театра знакомство с «Юдифью» может быть интересно еще и потому, что она вступает в любопытный диалог с другими новинками мариинской афиши. Верди в «Набукко» имел дело со сходным сюжетом, Мейербер в «Гугенотах» выработал ту самую модель большой оперы, на которую опирался Серов. Пусть в обширной панораме музыкального театра XIX века творчество Серова осталось на втором плане, без него она была бы значительно менее объемной и живой. Христина Батюшина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)