Санкт-Петербург, Мариинский-2

Ньургун Боотур

ПРЕМЬЕРА


опера Марка Жиркова и Генриха Литинского

Исполняется на якутском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
Спектакль Государственного театра оперы и балета Республики Саха им. Д. К. Сивцева – Суорун Омоллоона

Исполнители

Ньургун Боотур, могущественный богатырь – Александр Емельянов
Туйаарыма Куо – Екатерина Корякина
Юрюн Уолан, богатырь Среднего мира – Николай Попов
Тюёнэ Могол, старейшина племени – Петр Бучугасов
Кюн Кюбэй, его супруга – Айталина Адамова-Афанасьева
Уот Усутаакы, могущественный богатырь Нижнего мира – Егор Колодезников
Кыыс Кыскыйдаан, его сестра – Анегина Дьяконова
Аан Алахчын Хотун, дух дерева жизни Аал Луук Мас – Феодосия Шахурдина
Айыы Умсуур, удаганка, небесная покровительница и сестра Ньургун Боотура – Прасковья Герасимова
Айыы Дьурагастай, богатырь Среднего мира – Юрий Баишев
Сорук Боллуры, посыльные: Григорий Петров, Николай Ефимов, Александр Донской
Айыы Ойууна, жрец – Александр Дьячковский-Саарын

Симфонический оркестр Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева – Суорун Омоллоона
Ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии»
Хор Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) им. Г. М. Кривошапко
Артисты и музыканты Театра олонхо
Дирижер – Константин Хватынец

Авторы и постановщики

Музыка Марка Жиркова и Генриха Литинского
Либретто Дмитрия Сивцева – Суорун Омоллоона по мотивам олонхо Платона Ойунского и якутских эпических сказаний

Автор спектакля и режиссер-постановщик – Андрей Борисов
Дирижер-постановщик – Константин Хватынец
Оркестровка – Руслан Мурсякаев
Художник-сценограф – Михаил Егоров
Художник по костюмам – Сардаана Федотова
Художник по свету – Сергей Шевченко
Видеоконтент – Вячеслав Ефимов
Балетмейстер-постановщик – Екатерина Тайшина
Хормейстер – Октябрина Птицына
Режиссер – Руслан Тараховский
Дирижер – Николай Пикутский
Ответственный концертмейстер – Алишер Салединов
Ассистент режиссера – Татьяна Саввинова
Консультант по этническому вокалу и драматургии олонхо – Степанида Борисова
Консультант по обрядовой культуре народа саха – Розалия Бравина
Продюсер проекта – Алексей Садовский

Краткое содержание

Пролог
Верховный жрец Айыы Ойууна и небесные шаманки-удаганки начинают обряд поклонения Солнцу. Айыы Ойууна вещает о тех событиях, которые предсказаны богами Верхнего мира. Прекрасную Туйаарыму Куо, дочь первопредков племени айыы аймага, людей Среднего мира «с солнечными поводьями за спиной», ждут большие испытания. И даже птицы счастья стерхи не могут изменить ее судьбу.
Если до восхода солнца никто из смельчаков не собьет стрелой золотисто-жемчужное яйцо, висящее в небе, то Туйаарыма Куо, по всевышнему предопределению, должна выйти замуж за богатыря Нижнего мира Уот Усутаакы и навечно проститься с солнечным светом Среднего мира.

Действие первое
Картина первая
Средний мир
Просторная долина безграничного, всеобильного края Среднего мира. Светлоликая дочь племени айыы аймага Туйаарыма Куо полна печали и горестного предчувствия. Подруги ее успокаивают, в то же время готовят к встрече с избранником судьбы, имя которого неизвестно.
Безмолвны и печальны люди племени айыы аймага. Появление вестника Сорук Боллура, предлагающего устроить праздник в честь прихода лета и солнца, не может рассеять всеобщей тревоги. Старейшина Тюёнэ Могол напоминает о трехлетнем сроке, когда Туйаарыма Куо должна быть принесена в жертву Нижнему миру. На призыв Тюёнэ Могола не находится смельчаков.
Неожиданно появляется юный светлый богатырь Юрюн Уолан. Он метким выстрелом сбивает драгоценную цель. Судьба Туйаарымы Куо определена! Тюёнэ Могол и Кюн Кюбэй – первопредки солнечного племени, родители Туйаарымы Куо – и народ с радостью благословляют молодых. Начинается праздничное торжество со свадебным обрядом.
Внезапно с громом и молнией врывается богатырь Нижнего мира Уот Усутаакы со своими воинами-абаасы. Он похищает Туйаарыму Куо и исчезает с добычей во мраке. Его преследует Юрюн Уолан.
Верховный жрец Айыы Ойууна проводит обряд «Поднятие духа», воодушевляя богатырей на подвиги во спасение красоты, души и жизни.

Картина вторая
Нижний мир
В Нижнем мире томится и плачет Туйаарыма Куо, не желая быть женой Уот Усутаакы. Богатырь Нижнего мира появляется в образе скорпиона, вожделеющего красавицу.
Туйаарыма Куо проявляет находчивость и отсылает Уот Усутаакы за волшебной травой, которая должна смягчить брачное ложе. Уот Усутаакы, не подозревая подвоха, устремляется на поиски травы, при этом не забывая поручить охрану красавицы своей сестре Кыыс Кыскыйдаан и железным чудовищам-скорпионам.
В поисках своей невесты в Нижнем мире Юрюн Уолан встречает Кыыс Кыскыйдаан. Она оказывает ему знаки внимания. Хитростью Юрюн Уолану удается отправить ее прочь, чтобы попытаться освободить от заточения светлоликую Туйаарыму Куо.
В это время в свое логово возвращается Уот Усутаакы. В борьбе с ним Юрюн Уолан погибает.
Кыыс Кыскыйдаан в гневе умерщвляет Туйаарыму Куо, а душу передает черному ворону, уносящему ее в чертоги чудовища-паука Ап-Чарая.
Появляются богатыри племени айыы аймага, которые ищут Туйаарыму Куо, чтобы спасти ее. В схватке с воинами Нижнего мира они попадают в колдовские сети злобного паука Ап-Чарая и застывают в бессилии.

Средний мир
Вестники призывают народ обратиться к могущественному богатырю Верхнего мира Ньургун Боотуру, чтобы спасти Средний мир от насилия адьараев – злобных сил Нижнего мира.
Ньургун Боотур спускается в Средний мир и выходит к народу. Он возмущен злодеяниями Уот Усутаакы и похищением светлоликой красавицы. Богатырь обращается за благословением к Аан Алахчын Хотун – богине земли и плодородия, духу-хозяйке священного дерева Аал Луук Мас. Богиня напутствует Ньургун Боотура на подвиг и дает ему воду живительной силы.
Ньургун Боотур призывает своего небесного коня Кюн Дьёсёгёй – божественного посланца огненного Солнца, помощника и верного друга. Все с надеждой провожают защитника племени.

Действие второе
Картина третья
Нижний мир
Врывается Ньургун Боотур. Он воскрешает Юрюн Уолана живительной водой. Вместе они находят бездыханную Туйаарыму Куо. Юноша оплакивает красавицу. Ньургун Боотур отправляет Юрюн Уолана с телом Туйаарымы Куо в Средний мир, а сам устремляется на поиски и спасение души девушки в Нижнем мире.
Ньургун Боотур убивает Кыыс Кыскыйдаан, сражается с Уот Усутаакы, смертельный поединок с которым завершается победой богатыря Верхнего мира.
Перед главной битвой во спасение души и красоты всего универсума, коему грозит мировое зло – Ап-Чарай, – богатыря встречает его сестра, удаганка Айыы Умсуур. Заклинательница девяти небес «звенящим голосом» благословляет брата и вручает ему волшебную плеть о восьми хвостах. Плеть превращается в волшебные молнии.
Могущественный богатырь отправляется в смертельно опасный путь, проникая вглубь владений чудовища-абаасы Ап-Чарая, где хранится душа Туйаарымы Куо. В пути он словно попадает в другие пространства, параллельные миры, проходя через века и времена, встречая различные ушедшие цивилизации, преодолевая исторические и космические катаклизмы. Ньургун Боотур как родоначальник новой идеи, которая объединит мир, становится символом вековой надежды на явление спасителя народов и цивилизаций.
Ньургун Боотур освобождает пленных богатырей Среднего мира во главе с Айыы Джурагастаем, и они все вместе одолевают Ап-Чарая и воинов-адьараев.
Взяв спасенную душу Туйаарымы Куо из Нижнего мира, Ньургун Боотур вместе с освобожденными богатырями возвращается в Средний мир.

Картина четвертая
Средний мир
Восходит солнце. Стерхи кружат над долиной Среднего мира. Появляется похоронная процессия в сопровождении верховного жреца Айыы Ойууна и небесных удаганок. Народ оплакивает Туйаарыму Куо.
В это время вестники приносят радостное известие о победе могущественного богатыря.
Под общее одобрение народа появляется Ньургун Боотур. Он посылает Юрюн Уолана к Солнцу, чтобы юноша взял спасенную Ньургун Боотуром душу Туйаарымы Куо, сияющую в лучах восходящего солнца. Юрюн Уолан вдыхает жизнь в уста невесты. К всеобщему ликованию народа, Туйаарыма Куо оживает.
Продолжается прерванный свадебный обряд. Весь народ айыы аймага поет гимн Солнцу, радуется и благословляет подвиг во имя спасения красоты души и жизни.

Авторское изложение Андрея Борисова

О спектакле

Опера Марка Жиркова и Генриха Литинского «Ньургун Боотур», либретто которой было написано драматургом Дмитрием Сивцевым – Суорун Омоллооном, впервые появилась на сцене в 1947 году. Нынешняя постановка – шестая по счету. Для реализации этого масштабного проекта, с обилием действующих лиц в «трех ярусах мироздания» и множеством массовых хоровых и балетных сцен, был приглашен известный драматический режиссер, руководитель Театра олонхо (Якутск) Андрей Борисов, который в 1993 году совместно с петербургским художником Геннадием Сотниковым уже ставил эту оперу. В его творческую команду вошли известные в Якутии и за ее пределами художники Михаил Егоров и Сардаана Федотова, режиссер Руслан Тараховский, московский дирижер Константин Хватынец. Новую музыкальную редакцию произведения осуществил московский композитор Руслан Мурсякаев. В постановке занято около 180 артистов.
Борисов соединил классическое европейское исполнение оперных партий и оригинальную манеру звукоизвлечения «кылысах» (горловой призвук), используемую в тойуках (песнопениях) и характерную для положительных героев эпоса «Олонхо».
В сценографии спектакля задействованы элементы скифского, хуннского и даже шумерского искусства, перекликающиеся с мифологией народа саха и подчеркивающие универсальный смысл мифотворчества разных эпох и частей света. В ткань постановки включены и обрядовые эпизоды, представляющие тот или иной мистический ритуал; актеры Театра олонхо выступают здесь в роли «мимического хора».
Также в спектакле участвуют ведущие солисты оперной труппы, хор и Симфонический оркестр Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева – Суорун Омоллоона, хор Государственной филармонии Республики Саха (Якутия), ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии».


Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) был основан в 1971 году, нынешнее название получил в 1991-м, а в 2001-м ему было присвоено имя либреттиста первых национальных оперных и балетных спектаклей Дмитрия Кононовича Сивцева – Суорун Омоллоона. На сцене театра были поставлены «Борис Годунов» (газета «Музыкальное обозрение» назвала эту работу режиссера Андрея Борисова «спектаклем года»), «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Турандот», «Богема». Юрий Григорович поставил на этой же сцене балеты «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Спартак».
Коллектив демонстрировал свои спектакли в Большом театре России (2002, «Борис Годунов»), Московском театре «Новая опера» им. Е. В. Колобова (2007, оперная дилогия Владимира Кобекина: «Александр Македонский» и «Кудангса Великий»), Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (2007, «Ньургун Боотур»). Международная премьера «Князя Игоря» прошла в Пекине в 2015-м; в следующем году эта постановка была показана на сцене Большого театра России, Мариинского театра и т. д.
В 2009 году коллектив был удостоен специальной премии «Золотая маска» – «За создание современного спектакля на основе национального эпоса», в 2021-м – Национальной оперной премии «Онегин».


Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут
Спектакль идет с одним антрактом


Возрастная категория 12+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)