Санкт-Петербург, Концертный зал

Бетховен. Симфонии № 1 и № 7

При посещении театра необходимо предъявлять QR-код (подробнее...)


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Кристиан Кнапп


В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Симфония № 1 до мажор, соч. 21
Симфония № 7 ля мажор, соч. 92

О концерте

26 марта 1800 года газета «Винер цайтунг» помещает объявление: «В среду 2 апреля 1800 года в Императорском придворном театре господин Людвиг ван Бетховен будет иметь честь дать большую музыкальную академию в свою пользу…»
Знаменательно, что в своем первом авторском концерте Бетховен почтил великих учителей: в программу входили, помимо бетховенских сочинений, симфония Моцарта и фрагменты из оратории Гайдна «Сотворение мира». Афиша извещала, что прозвучит «большой концерт для фортепиано, сочиненный господином Людвигом ван Бетховеном в его исполнении; Септет, верноподданнейше посвященный Ее величеству императрице... новая большая симфония для полного оркестра, сочиненная господином Людвигом ван Бетховеном». Обещано было также «фантазирование Бетховена на фортепиано». Последнее неудивительно: венская публика в то время воспринимала Бетховена прежде всего как виртуоза, известного и блистательными импровизациями в музыкальных салонах. Уступая моде, Бетховен пишет один за другим циклы вариаций на темы Генделя, Моцарта, Гретри, Сальери, на народные песни…
Историки сегодня замечают, что в Первой симфонии Бетховен окончательно формирует и закрепляет так называемый парный состав оркестра (его иногда называют также «бетховенской капеллой») – две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, две трубы; духовым инструментам ярко и контрастно сопоставлены струнные. Заметили это и современники композитора; некоторым показалось, что симфония Бетховена похожа на «духовую музыку», что в ней… чрезмерно употреблены литавры! И лишь наиболее проницательные из критиков, «по когтям узнали льва» – почувствовали, как в недрах стиля, иногда обобщенно именуемого гайдновско-моцартовским, зреет музыка нового века. Как пробует композитор свои могучие «мускулы» в первом Allegro, как возникает жанр симфонического скерцо в ритмах галантного менуэта, как в коде финального рондо звонкие фанфары предвещают героическую эпоху… словом, как рождается симфония Бетховена! Иосиф Райскин


Работу над Седьмой симфонией Людвиг ван Бетховен завершил весной 1812 года. Сочинение впервые прозвучало только 8 декабря 1813 года вместе с батальной симфонией «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». После многих лет наполеоновских войн Австрия пребывала в победной эйфории, и новая симфония Бетховена как нельзя лучше соответствовала всеобщему настроению. Вскоре Седьмая заняла почетное место в «культурной программе» Венского конгресса.
Вагнер назвал Седьмую симфонию Бетховена «апофеозом танца». Действительно, она пронизана энергичными ритмами, и в ней нет ни одной по-настоящему медленной части. Музыка этой симфонии не движется от страдания к радости – радость царит в ней, начиная с первой части, и в финале достигает экстатической степени.
Партитура симфонии посвящена Бетховеном его другу и меценату графу Морицу фон Фрису, фортепианное переложение – императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)