Санкт-Петербург, Мариинский театр

Евгений Онегин

опера Петра Чайковского

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
К 100-летию со дня рождения Джемала Далгата

Исполнители

Евгений Онегин – Алексей Марков
Татьяна – Татьяна Павловская
Ленский – Сергей Скороходов
Ольга – Екатерина Семенчук
Князь Гремин – Геннадий Беззубенков

Спектакль идет с одним антрактом


Спектакль посвящен 100-летию со дня рождения Джемала Энверовича Далгата (1920–1991) – выдающегося дирижера, много лет работавшего в Кировском – Мариинском театре.
Уроженец Дагестана, музыке он начал учиться в Лейпциге, где тогда жила и работала его мать, первая дагестанская женщина-композитор Дженнет Далгат. Дальнейшая музыкантская судьба Далгата была связана с Москвой: он учился композиции в Московской консерватории у Николая Мясковского, Генриха Литинского и Михаила Гнесина, но, окончив консерваторию в 1945 году, решил избрать своей дорогой дирижирование и отправился в Ленинград. Здесь в консерватории его наставником стал Илья Мусин, а в аспирантуре, куда он поступил в 1948-м, – Борис Хайкин, главный дирижер Кировского театра. В ноябре 1950 года Далгат блестяще выступил на всесоюзном конкурсе молодых дирижеров и вскоре был принят в Кировский театр дирижером-ассистентом, а в 1954 году подготовил свой первый спектакль – оперу «Риголетто». Параллельно Далгат работал в Ленинградской консерватории – руководил оперным классом и преподавал дирижирование. Проведя два года в Таджикском театре оперы и балета, он вернулся в Ленинград на преподавательскую работу в консерваторию, а с 1963 года – в Кировский театр.
Особая заслуга Далгата – в продвижении на сцену сочинений Бенджамина Бриттена, с которым дирижер был лично знаком и вел переписку. Под управлением Далгата впервые в СССР прозвучала опера «Питер Граймс» – в 1964 году в концертном исполнении в Ленинградской филармонии, а год спустя на сцене Кировского театра (в присутствии автора) и на гастролях в Москве. Знаток множества языков, Далгат сам перевел на русский язык текст «Питера Граймса» и других сочинений Бриттена – оперы «Сон в летнюю ночь» и «Военного реквиема». Собственные переводы он создавал и для оперных спектаклей, которые позднее готовил к постановке, – «Волшебной флейты» (1966) и «Дона Карлоса» (1977), – и для концертного исполнения не звучавшей в России почти век «Геновевы» Шумана (1987).
В репертуаре Далгата были и балеты – как классические, так и впервые поставленные в Кировском театре: «Горянка» Кажлаева (1968), «Зачарованный принц» («Принц пагод») Бриттена (1972), «Икар» Слонимского (1974), «Ревизор» А. Чайковского (1980). В 1989 Далгат дирижировал первыми на мариинской сцене постановками балетов Джорджа Баланчина («Тема с вариациями» на музыку Чайковского и «Шотландская симфония» на музыку Мендельсона).
Выступая в концертах, Далгат возрождал редко игравшиеся и вовсе забытые сочинения – кантатно-ораториальные опусы Генделя, Шуберта, Брамса, Верди, Шумана (вновь почти все – в собственных переводах), первым в СССР исполнил некоторые сочинения Респиги, Барбера и других композиторов.
Искусство дирижера запечатлели многочисленные записи на радио и на пластинках. Среди них – оперы «Орестея» Танеева, «Скрипка Ротшильда» Флейшмана, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, симфонические сочинения Моцарта, Франка, Прокофьева, Онеггера, Шостаковича, Кажлаева.
Юбилейным спектаклем дирижирует внук Джемала Далгата – Михаил Татарников.

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Петра Чайковского и Константина Шиловского по одноименному роману в стихах Александра Пушкина

Режиссер-постановщик – Юрий Темирканов
Художник-постановщик – Игорь Иванов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Балетмейстер – Дмитрий Брянцев

Краткое содержание

Сад в усадьбе Лариных. Издали доносится пение Татьяны и Ольги. Ларина и няня Филиппьевна, слушая их, вспоминают свою молодость. Неожиданно появляются гости: Ленский, сосед Лариных и жених Ольги, привозит своего друга Онегина – молодого человека, недавно приехавшего из столицы. Пока Ленский объясняется с Ольгой, новый знакомый беседует с Татьяной. Няня замечает, как она взволнована встречей.

Комната Татьяны. Татьяна не может заснуть. Филиппьевна старается унять ее волнение рассказом о своей девичьей доле. Оставшись одна, Татьяна пишет письмо Онегину. С рассветом она просит няню передать его.

Сад Лариных. Татьяна в тревоге ждет ответа. Появляется Евгений: он тронут признанием, но не может ответить взаимностью.

Дом Лариных. Бал в честь именин Татьяны. Ленский уговорил друга приехать к Лариным, однако праздник и гости вызывают у Онегина раздражение. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Готовность, с которой девушка принимает знаки внимания, повергает Ленского в отчаяние. Он затевает ссору с Евгением и вызывает того на дуэль.

Заброшенная мельница. Ленский с секундантом Зарецким ждут Онегина. Владимир с болью и тоской думает об ушедших «златых днях» своей юности. Наконец появляется соперник. Бывшие друзья готовы забыть обиды, но соображения чести берут верх. Раздается выстрел – Ленский убит.

Зал богатого дома в Петербурге. После долгого отсутствия Онегин возвращается к столичной жизни и встречает Татьяну замужней дамой. Теперь она в центре внимания светского общества. Муж Татьяны, князь Гремин, рассказывает Евгению о своем счастье. Преображение давней знакомой воспламеняет в Онегине чувства.

Гостиная в доме Гремина. Татьяна в слезах читает письмо Онегина. Неожиданно он является сам и страстной мольбой вырывает ответное признание. Но решение Татьяны бесповоротно: она останется верна мужу.


Мировая премьера: 17 марта 1879 года, Малый театр, Москва, студенческая труппа Московской консерватории
Премьера в Большом (Каменном) театре: 19 октября 1884 года
Премьера постановки: 13 ноября 1982 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)

Продолжительность спектакля 3 часа 50 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)