Санкт-Петербург, Концертный зал

Шехеразада: французская и русская


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солистка – Юлия Маточкина 
Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Кристиан Кнапп


В ПРОГРАММЕ:
Морис Равель
Вокальный цикл «Шехеразада»

Николай Римский-Корсаков
Симфоническая сюита «Шехеразада», соч. 35


Программу вечера составят две «Шехеразады» двух композиторов, французского и русского, не раз обращавшихся в творчестве к загадочному Востоку.

Франция познавала ориентальное через русскую музыку – Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева... «Сладость ушедшей эпохи! Какой автор мог устоять?.. Восток витал в воздухе. Через Бакста, через Римского-Корсакова, через доктора Мардрюса, который перевел “Тысячу и одну ночь”», – вспоминал много лет спустя о Париже рубежа XIX–XX веков поэт Тристан Клингзор, на чьи стихи написана равелевская «Шехеразада». Вызывающе вагнеровское имя, конечно же, псевдоним: настоящее его имя было Леон Леклер. Клингзор был одним из близких друзей Равеля, его собратом по группе молодых и дерзких музыкантов и литераторов, называвших себя, подобно уличным хулиганам той поры, «апашами». Для своего вокально-оркестрового цикла, так и оставшегося единственным, Равель выбрал три стихотворения Клингзора из более чем сотни, составивших сборник. Пусть поэт в воспоминаниях и не совсем точен – «Шехеразаду» Римского-Корсакова в Париже знали тогда только по музыке, а балет Фокина – Бенуа – Бакста появился лишь через несколько лет, в 1910-м – но у Равеля действительно царит все та же дивная истома, что и у его русских предшественников. Однако он отнюдь не подражает – в изысканной инструментовке с непременными соло духовых, в мерцающих гармониях, в вокальной партии, почти уподобленной речи, отчетливо слышен стиль мастера.

Если для Равеля «Шехеразада» стала одним из первых крупных успехов, то Римский-Корсаков создавал свою знаменитую сюиту уже в зрелый период творчества. Масштаб сюиты несравнимо крупнее, чем у равелевского цикла, но русская Шехеразада говорит без слов – драматическое повествование ведет один оркестр. Композитор сам призывал не искать в его музыке конкретного сюжета и хотел «лишь немного направить фантазию слушателя... предоставив представления более подробные и частные воле и настроению каждого».

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход