Санкт-Петербург, Мариинский-2

Снегурочка

весенняя сказка в четырех действиях с прологом

Cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
Римский-Корсаков – 175

Исполнители

Дирижер –

Тимур Зангиев

Царь Берендей – Дмитрий Воропаев
Весна-красна – Ольга Савова
Дед-Мороз – Илья Банник
Девушка-Снегурочка – Антонина Весенина
Лель –  Юлия Маточкина
Купава – Мария Соловьёва
Мизгирь – Ярослав Петряник

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто композитора по одноименной пьесе Александра Островского

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Александр Галибин
Художник-постановщик – Георгий Цыпин
Режиссер возобновления – Алексей Степанюк
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Глеб Фильштинский
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Камиль Кутыев
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Балетмейстер – Галина Калошина

Краткое содержание

Пролог
Леший предвосхищает появление Весны. В сопровождении зверей и птиц появляется Весна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза, и у них появилась дочка – Снегурочка. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним, так как Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз.
Деду Морозу пришла пора покинуть Берендеево царство, но его беспокоит судьба дочери. Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее душе огонь любви. Мороз и Весна решают отдать дочь в слободку Бобылю и Бобылихе.
Появляется Снегурочка. Она не скрывает своей радости, узнав, что ей предстоит поселиться среди людей. Мороз и Весна прощаются с дочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду.
Постепенно Красная горка заполняется народом. Леший прячет Снегурочку. Берендеи провожают масленицу. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку, они рады принять ее в свою семью. Снегурочка прощается с прошлой жизнью, отныне она будет жить среди людей.

Действие первое
Деревня Берендеевка. Народ обсуждает приход Снегурочки. Появляется Лель. Бобыль и Бобылиха знакомят его со Снегурочкой. Девушке очень нравится юный пастух и его песни. Она просит спеть ей в награду за цветок. Лель поет песню, но отвлекается на других девушек и забывает про Снегурочку. Ей обидно, что Лель скучает с ней, и она решает попросить у Весны, матери своей, немножко сердечного тепла, которое зажгло бы сердце Леля. Купава, подруга Снегурочки, сочувствует ей, но торопится поделиться своей радостью. Она счастлива: сегодня в слободу приезжает ее жених Мизгирь. По обычаю жених выкупает невесту у девушек и парней Берендеевки. Начинается свадебный обряд, но взгляд Мизгиря падает на Снегурочку. Потрясенный ее красотой, Мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управу у царя Берендея.

Действие второе
Слепцы, возглавляемые Лешим, славят царя Берендея. Но сам Берендей неспокоен, он чувствует немилость Ярилы-Солнца: лето год от года все короче, а весна холодней.
Чтобы вернуть расположение Ярилы, Берендей принимает решение отметить Ярилин день венчанием всех женихов и невест Берендеева царства.
Заливаясь горькими слезами, вбегает Купава. Она просит Берендея заступиться за нее и наказать Мизгиря за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать народ на царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание, но появляется Снегурочка, и царь, пораженный ее красотой, изменяет свое решение: великая милость ждёт Мизгиря, если до наступления Ярилиного дня он сможет зажечь "Снегурочки нетронутое сердце".

Действие третье
В заповедном лесу Берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы "певца любви горячим поцелуем". Снегурочка ждет, что Лель выберет ее, но пастух выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес.
Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о Леле. Появляется Мизгирь. Его страстные речи пугают Снегурочку. В смятении она убегает. Мизгирь хочет последовать за ней, но Леший останавливает его и прогоняет.

Действие четвертое
Ранним утром Снегурочка у озера ждет свою мать – Весну. Появляется Весна-красна, окруженная цветами. Это ее последний час на земле берендеев. С рассветом бог Ярило вступает в свои права, и наступает лето. На прощание Весна дарит дочери венок из волшебных цветов, наделяющий способностью любить, и предостерегает ее от жарких глаз Ярилы-Солнца.
Приходит измученный поисками Снегурочки Мизгирь. Девушка не может оторвать восторженного, влюбленного взгляда от Мизгиря, ее сердце теснят неведомые чувства.
Долина заполняется народом. Приходит и царь Берендей со своей свитой. Мизгирь просит царя благословить его брачный союз со Снегурочкой. Яркий луч солнца падает на дитя Мороза и Весны. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.
Однако "Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря" не могут омрачить праздник Солнца. Ярило-Солнце вновь обратит свой благосклонный взор на страну берендеев, на их земле воцарятся мир и благоденствие.

О спектакле

Кто сегодня не знает историю Снегурочки, лесной красавицы, полюбившей и истаявшей под жаркими лучами солнца? Между тем, широким распространением в отечественной культуре сюжет этот обязан почти исключительно опере Римского-Корсакова. Почти – потому что сначала была народная сказка о девочке-Снегурочке и написанная по ее мотивам «весенняя сказка» Островского. Музыкальное воплощение сказки оказалось столь удачным, что оперная Снегурочка вытеснила на периферию национального культурного сознания и фольклорный, и литературный прообразы.

С пьесой Островского Римский-Корсаков познакомился в 1874 году. «В чтении она мне мало понравилась, – вспоминал композитор, – царство берендеев мне показалось странным. Почему? Были ли во мне еще живы идеи 60-х годов, или требования сюжетов из так называемой жизни, бывшие в ходу в 70-х годах, держали меня в путах?.. Словом, чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879–80 годов я вновь прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более влюбленным в сказку Островского». Ни об одном своем произведении Римский-Корсаков не писал с такой любовью и так подробно в автобиографической «Летописи», как о «Снегурочке». К восхищению оперой (без малейшей примеси самолюбования) примешивалось удивление: как могла она получиться столь совершенной? Основную причину Римский-Корсаков видел в сюжете и в самом художественном тексте Островского, воспламенивших его композиторскую фантазию.

Работая над превращением пьесы в либретто, Римский-Корсаков, естественно, должен был сократить часть текста по причине объема (четыре действия с прологом): спетое слово звучит гораздо медленнее слова произнесенного. Но причины изменений и сокращений лежат глубже. Сохранив план, большую часть текста пьесы Островского, восприняв ее дух, Римский-Корсаков, в конечном счете, трансформирует самый жанр сказки, двигаясь, по наблюдению исследовательницы «Снегурочки» Е.А. Ручьевской, «в сторону сказки – мифа – предания – эпоса». Римский-Корсаков тщательно освобождает сказку от элементов бытовой драмы, значительно расширяя зону действия природы – и реальной, и волшебно-сказочной. «Очищается» и самый важный образ сказки Островского – Снегурочки. Римский-Корсаков воплощает сложную двуединую сущность этого образа. Снегурочка – дитя Мороза и Весны, фантастических и, вместе с тем, реальных персонажей; она становится более хрупкой, чистой и нежной.

В «Летописи» Римский-Корсаков говорит о времени создания «Снегурочки» как о периоде вспыхнувшего «ярким пламенем» интереса «к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму». Рассматривая «Снегурочку» в таком ракурсе, некоторые исследователи затеняли глубоко лирическую сердцевину сюжета и драматургии оперы – историю девушки Снегурочки. «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут… Веселый Лель, запой Яриле песнь хвалебную», – возглашает в финале оперы царь Берендей. Но, как писал академик Б.В. Асафьев, «нам жалко Снегурочки», и величественное заключение – славление Ярилы-Солнца – не может заставить забыть гениальную сцену таяния – лирическую кульминацию оперы.
Владимир Горячих


Мировая премьера: 10 февраля (29 января) 1882 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки в Мариинском театре: 26 апреля 2004 года


Продолжительность спектакля 4 часа
Спектакль идет с двумя антрактами


Почитать об истории спектакля, посмотреть эскизы костюмов и исторические фотографии можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском».

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации