Излюбленный инструмент композиторов эпохи барокко, флейта, подобно другим духовым, в XIX веке уступила место на сцене фортепиано, скрипке и виолончели, а те концерты, которые все же были написаны для нее в это время, сегодня стали репертуарными и дискографическими редкостями, некоторые до сей поры не изданы и существуют только в рукописях. В этот вечер на фестивале прозвучат сразу четыре таких концерта, три из них – впервые в Концертном зале.
Франц Данци и Петер фон Винтер – предвестники романтизма, начинавшие путь еще в XVIII веке, в знаменитом Мангеймском оркестре. Их концерты, включенные в программу, во многом схожи – они написаны в одной тональности, в обоих слышны отзвуки Моцарта, но уже заметен и романтический порыв, в обоих есть лирические интермеццо и финальные полонезы с классически-мажорными кодами.
Теобальд Бём – флейтист, композитор и музыкальный мастер, которому посвящен нынешний фестиваль, учился композиции у Винтера, и в своих сочинениях тоже несомненно предстает художником романтического духа. Первое из его опубликованных сочинений, Концертино для флейты, посвящено Антону Бернхарду Фюрстенау, знаменитому флейтисту-виртуозу своего времени, с которым Бём вскоре стал успешно соперничать в мастерстве владения инструментом. Дебютный опус Бёма отнюдь нельзя назвать незрелым – он показывает прекрасное знание виртуозных возможностей флейты.
Завершающий программу вечера концерт Карла Райнеке создан уже в XX веке – в молодости пользовавшийся еще покровительством Мендельсона, Райнеке дожил до эпохи, когда над умами стали властвовать другие имена (в один год с концертом появились «Поэма экстаза» Скрябина, «Электра» Рихарда Штрауса и другие сочинения). Словно не замечая примет нового времени, Райнеке в концерте отдает дань романтической традиции ушедшего века – по словам критика журнала Gramophone, «Концерт Райнеке исправляет тот досадный факт, что Брамс не написал концерта для флейты».