Санкт-Петербург, Концертный зал

Моцарт и Сальери
 Кащей Бессмертный 

одноактные оперы

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках

Исполнители

Дирижер – Тимур Зангиев

Авторы и постановщики

Музыка и либретто Николая Римского-Корсакова на текст Александра Пушкина

Режиссер-постановщик – Вячеслав Стародубцев
Художник-постановщик – Петр Окунев
Художник по свету – Сергей Скорнецкий
Художник видеоконтента – Вадим Дуленко
Пластическое решение – Сергей Захарин
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Дирижер – Тимур Зангиев

Краткое содержание

Вена, 1791 год
Первая сцена.
Сальери, упорным трудом достигший славы и признания, предается тяжким раздумьям. Его путь к искусству был труден и тернист. Сначала он «поверил алгеброй гармонию», потом стал творить, добился видного положения в музыкальном мире. Но покой его нарушен – явился Моцарт. Все легко дается ему, ибо он гений. Сальери мучительно завидует. К нему приходит Моцарт в отличном расположении духа; с ним старый скрипач, который наигрывал в трактире популярные мелодии из его опер. Но Сальери раздражает неумелая игра старика – он гонит его прочь. Моцарт садится за фортепиано, играет свою новую фантазию. Сальери потрясен ее глубиной, смелостью, стройностью. Решение созрело: Моцарт должен погибнуть – «не то мы все погибли, мы все, жрецы, служители музы́ки».

Вторая сцена.
Сальери пригласил Моцарта отобедать с ним в трактире. Но тот задумчив, пасмурен. Недобрые предчувствия угнетают его. Как-то пришел к нему человек, одетый во все черное, и заказал заупокойную мессу – реквием. Сальери предлагает «рассеять пустую думу» стаканом вина и украдкой бросает в него яд. Моцарт выпивает, играет отрывок из реквиема, потом уходит. И вновь мучительными сомнениями объята душа Сальери: неужто, как вскользь сказал Моцарт, «гений и злодейство – две вещи несовместные»?

О спектакле

Опера «Моцарт и Сальери» (1897) имеет авторское посвящение: «Памяти А. С. Даргомыжского». В нем – не только дань глубокого уважения к творцу «Каменного гостя» (эту неоконченную оперу удалось поставить на сцене Мариинского театра 16 февраля 1872 года – благодаря Цезарю Кюи, ее досочинившему, и Римскому-Корсакову, сделавшему ее оркестровку), но и указание на мелодический стиль и жанр камерной оперы, которые послужили композитору ориентиром. Как и «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» написан на неизмененный текст одной из «Маленьких трагедий» Пушкина – подобное новаторское художественное решение еще больше сближает два произведения. «Сочинение это было действительно чисто голосовым, – пишет Римский-Корсаков в “Летописи моей музыкальной жизни”, – мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась впереди всего».
Романтическая легенда о смерти Моцарта от рук завистливого соперника подана у Пушкина через призму иронии: искусство эллинского духа, несущее усладу и свет, возвышается над строгим ветхозаветным морализмом. В горестных монологах Сальери, обрамляющих первую сцену, сосредоточено зерно пьесы. Эта сочная роль принесла славу первому ее оперному исполнителю – Федору Шаляпину. В партитуру «драматических сцен Пушкина» – так назвал свою оперу композитор – включены цитаты из моцартовских «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана» и, конечно, Реквиема, исполняемого хором за сценой. Образ Сальери, прилежного труженика, искреннего страдальца, не мог не вызывать сочувствия у Римского-Корсакова, оглядывавшегося на своих гениальных коллег – Мусоргского и Бородина.
В афише Мариинского театра эта камерная опера появлялась всего несколько раз: в 1905 и 1919 годах (оба раза с Шаляпиным), а затем в 1998-м (протагонистов пели Сергей Алексашкин и Леонид Захожаев). Нынешняя постановка, объединенная с другой репертуарной редкостью – «Кащеем Бессмертным», подготовлена к юбилейным торжествам в честь композитора.


Премьера постановки: 26 марта 2019 года, Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург


Продолжительность спектакля 45 минут


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском »

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации