Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Оранго

опера-буфф

Первый спектакль 50-го абонемента

Исполнители

Cостав исполнителей будет объявлен позднее

Авторы и постановщики

Музыка Дмитрия Шостаковича
Либретто Алексея Толстого и Александра Старчакова

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Сценическое решение – Александр Маскалин

О спектакле

О замысле оперы «Оранго» исследователи творчества Шостаковича знали давно. Но был ли он воплощен? До обнаружения папки с рукописями незавершенных сочинений композитора в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки это не было известно.
Материалы разыскала в архивных залежах научный сотрудник музея Ольга Дигонская, которой мы обязаны премьерами многих до того неизвестных опусов Шостаковича.
В папке, среди 250 страниц набросков и черновиков, находились либретто и клавир пролога к опере «Оранго», а также партии хора и солистов.
Большой театр заказал «Оранго» Шостаковичу в 1932 году к 15-летию революции. Как раз в это время композитор завершал «Леди Макбет Мценского уезда» и работал над оперой «Большая молния». В качестве либреттистов выступили Алексей Толстой и Александр Старчаков. Заказчики хотели видеть в «Оранго» сатиру на мир капитала и буржуазную прессу, но авторы не обошли вниманием и изъяны советского общества.
Возможно из-за этого, а также в силу того, что Шостакович попросту не успевал закончить оперу в срок, работа была приостановлена. В январе 1936 года в газете «Правда» была помещена разгромная рецензия на «Леди Макбет Мценского уезда». В том же году был арестован Александр Старчаков, а в приснопамятном 1937-м его расстреляли. Конечно, после этого об окончании оперы не могло быть и речи.
Сюжет оперы взят из повести Старчакова «Карьера Артура Кристи», где описывается французский ученый-медик, скрестивший в своей лаборатории человека и обезьяну. Тема подобных опытов к тому времени не была нова – достаточно вспомнить роман Герберта Уэллса «Остров доктора Моро» (1896) или повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» (1925). В 20-е годы в Африке по заданию советского правительства аналогичные эксперименты проводил русский биолог Илья Иванов. Опыты оказались безуспешными, Иванов вернулся в СССР и продолжил исследования на специальной научной станции Сухуми.
К слову сказать, Шостакович посетил эту станцию в 1929 году и был знаком с научной стороной сюжета. Что же до Ильи Иванова, то в декабре 1930 года он был арестован и отправлен в ссылку в Алма-Ату, где в марте 1932 года скоропостижно умер от кровоизлияния в мозг. Не повлияла ли и его драматическая судьба на прекращение работы над оперой?
В повести Старчакова французскому медику удается скрестить человека и его далекого предка – обезьяну. Повзрослев, Оранго становится успешным журналистом и после Первой мировой войны отправляется в советскую Россию. Его разоблачают как шпиона и высылают из страны. Он возвращается во Францию и, разбогатев, завладевает газетой, в которую когда-то пришел начинающим журналистом. Затем он влюбляется в дочь создавшего его ученого и женится на ней, но брак оказывается несчастливым: Оранго ненавидит коммунистический режим, а его избранница сочувственно относится к коммунистам. Не в силах справиться с душевным разладом, Оранго впадает в маразм, теряет человеческий облик и снова превращается в зверя. Жена продает его как диковину в немецкий цирк, который привозит Оранго в советскую Россию.
В либретто этот кафкианский сюжет окрашен в тона абсолютного абсурда. Трагифарс задуман как ряд последовательных воспоминаний-сновидений Оранго о жизни и карьере до случившейся с ним катастрофы. В прологе иностранных туристов, приехавших в Советский Союз, угощают представлением в гигантском Дворце Советов (кстати, тогда же проектировавшемся на месте снесенного Храма Христа Спасителя). Хор прославляет «освобожденный труд», конферансье Весельчак завлекает гостей номерами самодеятельной труппы, в числе которых танцы «восьмого чуда света» – балерины Насти Терпсихоровой. Гвоздь программы – Оранго, человек-обезьяна, который «ест при помощи ножа и вилки, сморкается, играет “Чижика” и даже произносит: “э-хе-хе”». Оранго послушно исполняет задания, но в разгар представления неожиданно кидается на иностранку Сюзанну с воплями: «Р-р-рыжая р-р-аспутница! Р-р-разорву! Рррр…». Во время скандала гости с ужасом узнают в Оранго парижского журналиста, автора пасквилей на коммунистов… Ведущий программы Весельчак успокаивает публику, обещая, что «дальше будет смешно».
Это последний законченный фрагмент оперы. Когда в одном из интервью Ольгу Дигонскую спросили, почему Шостакович прекратил работу над «Оранго», она ответила:
«А ему не над чем было работать! Дальше не было текста. Кроме того, он параллельно работал над “Леди Макбет Мценского уезда”. Эта опера была тогда его любимым детищем». Сегодня, с высоты времени, мы видим и другие мотивы, остановившие авторов оперы.
Впоследствии вдова композитора Ирина Антоновна Шостакович обратилась к шотландскому музыканту Джерарду Макбёрни с просьбой инструментовать клавир «Оранго». Ее выбор был не случаен – до этого Макбёрни мастерски выполнил оркестровку эстрадно-циркового ревю Шостаковича «Условно убитый» и подготовил для британской постановки оперетту Шостаковича «Москва, Черемушки».
В редакции Макбёрни опера прозвучала в Лос-Анджелесе и в Москве под управлением Эсы-Пекки Салонена. Мировая сценическая премьера «Оранго» состоялась в Перми 21 мая 2015 года в рамках Дягилевского фестиваля искусств. Дирижировал Теодор Курентзис.
В исполнении солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра будет представлен оригинальный авторский клавир «Оранго».
Иосиф Райскин


Продолжительность спектакля 40 минут
Спектакль идет без антракта


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Шостакович в Мариинском»

Возрастная категория 12+

29 сентября 2018
Оранго
25 октября 2018
27 ноября 2018
19 декабря 2018
15 января 2019
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации