Санкт-Петербург, Мариинский-2

А зори здесь тихие


Постановка Национального центра исполнительских искусств Китая

Исполняется на китайском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
Российская премьера

Исполнители

Васков – Чжан Ян (баритон)
Рита Осянина – Сюй Сяоин (сопрано)
Женька Комелькова – Ван Хунъяо (меццо-сопрано)
Лиза Бричкина – Ли Синьтун (сопрано)
Соня Гурвич – Чжан Чжо (меццо-сопрано)
Галя Четвертак – Лю Лянь (сопрано)
Осянин – Чжан Ян (бас)
Ленский – Ли Ян (тенор)
Лужин – Ван Чун (тенор)
Мать Риты – Лю Шань (контральто)

Хор Национального центра исполнительских искусств Китая
Симфонический оркестр Мариинского театра
Ансамбль Песни и Пляски Западного военного округа г. Санкт-Петербург

Дирижер – Люй Цзя

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка – Тан Цзяньпин
Либретто – Ван Фан (по повести Бориса Львовича Васильева)

Режиссер – Ван Сяоин
Сценограф – Лю Кедонг
Художник по свету – Лю Цзяньчжун
Художник по костюмам – Чжао Янь
Художник по макияжу – Шэнь Мяо
Видеопроекция – Ху Тяньцзи
Хореограф – Цзя Фэй
Хормейстер – Цзяо Мяо

О спектакле

В 2015 году, в честь 70-летия победы над фашизмом крупнейший в Китае музыкальный театр – Национальный центр исполнительских искусств – поручил либреттистке Вань Фан адаптировать для оперы повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». По словам Вань Фан, трагическая история пяти девушек-солдат когда-то потрясла её; пережитое во время чтения повести чувство скорби, отвращения к войне и благоговения перед жизнью Вань Фан стремилась вложить в создаваемый ею сценарий. Музыку написал известный китайский композитор Тан Цзяньпин (род. 1955); перед ним стояла трудная задача стилизовать русскую музыку (в том числе песни советского периода), преломляя ее сквозь призму китайской музыкально-театральной эстетики. Премьера оперы состоялась в Пекине 5 ноября 2015 года.

«А зори здесь тихие» – опера о войне, в которой нет выстрелов, не появляются враги. Режиссер Ван Сяоин признался, что его спектакль призван выразить жестокость войны, боль военных потерь, хрупкость человеческой жизни, вечные и универсальные человеческие чувства. Действие разворачивается ретроспективно: опера открывается арией постаревшего фронтовика Васкова, пришедшего в березовую рощу возложить цветы на место подвига и гибели девушек-зенитчиц; в тексте его арии звучат пять имен. Авторы оперы стремились сделать каждый из женских образов неповторимым и прекрасным; это своеобразие характеров раскрывается в ариях героинь. Все женские голоса разные – состав солистов включает колоратурное сопрано, лирическое сопрано, драматическое сопрано, меццо-сопрано и контральто. В галерее женских образов один за другим предстают психологические портреты талантливой Риты, красавицы Женьки, простой и доброй Лизы, утонченной Сони, фантазерки Гали. В квинтете «Перед рассветом» все пять голосов объединяются; числовая символика повлияла на инструментовку, включающую пять партий струнных. Предрассветная сцена  – это сцена перед последним боем, перед смертью; она становится драматургическим центром оперы. Особая роль отведена хору; наделяя «голосом» березовую рощу, авторы одновременно следуют и славянским, и китайским традициям одухотворения природы.

Авторы насытили оперу маркерами «русскости», по которым нас узнают во всем мире: это песня волжских бурлаков «Эй, ухнем», мелодии «Катюши» и «Дороженьки», строки «Онегина», балетный вальс, баян, березы… Опера дает нам, носителям русской культуры, возможность посмотреть на себя со стороны, глазами представителей совершенно другой культурной парадигмы. Создавая произведение на знаменитый во всей России сюжет, китайские авторы не могли не пропустить его через себя, и потому их работа, наполненная глубоким уважением, благодарностью и восхищением, становится особенно интересной.
Христина Стрекаловская


Мировая премьера:5 ноября 2015, Opera House, NCPA


Продолжительность спектакля 2 часа
Спектакль идет с одним антрактом


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)