Опера «Милосердие Тита» была написана Моцартом в последние месяцы его жизни для коронации австрийского императора Леопольда II королем Богемии. Главная тема оперы отражена в ее названии: безупречный римский правитель Тит должен быть служить образцом для очередного представителя династии Габсбургов. Архетип отечески заботливого монарха воспроизводился на оперных сценах абсолютистского XVIII века многократно: свои версии «Милосердия Тита» на либретто знаменитого драматурга Пьетро Метастазио до Моцарта создали уже четыре десятка композиторов. Однако моцартовская опера стоит особняком: оставаясь образцом оперы-серия, она вместе с тем вобрала в себя черты оперы-буффа. Это сближение двух основных типов оперы XVIII века проявилось в сокращении и драматизации исходного либретто, в более активном развитии действия и – самое главное – в обилии так любимых Моцартом ансамблей. Либретто Метастазио переработал Катерино Мадзолá; Моцарт был так доволен его работой, что при упоминании «Тита» в реестре своих сочинений поставил ремарку ridotta à vera opera («переделана в настоящую оперу»).
Опера-серия – это жанр, где главенствуют солисты. В «Милосердии Тита» их шестеро. Несмотря на то, мужчин среди персонажей вдвое больше, чем женщин, в опере преобладают высокие голоса – характерная для оперы-серия ситуация. Партии по силам только певцам высочайшего уровня мастерства. Среди оркестровых тембров особая роль отведена кларнету. Моцарт дружил с замечательным кларнетистом Антоном Штадлером и написал для него сольные партии в двух ариях.
Существует популярная легенда, согласно которой «Тит» был сочинен за 18 дней. Сегодня известно, что Моцарт имел все-таки больше времени – около семи недель: заказ на оперу поступил в июле 1791-го, а премьера состоялась 6 сентября в Сословном театре в Праге. Премьера прошла гладко, но не более того: среди официальной публики ценителей прекрасного было немного. Тем не менее, в XIX веке «Тит» оставался одной из самых исполняемых опер Моцарта, после чего популярность оперы пошла на убыль. Сегодня «Милосердие Тита» вновь ставится по всему миру; его верноподданнические мотивы никому не мешают, а изумительная музыка и вечные темы верности и предательства, прощения и воздаяния, ненависти и любви не утратят актуальности никогда.
Христина Стрекаловская