Санкт-Петербург, Концертный зал

Идиот


опера Мечислава Вайнберга

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 
Четвертый спектакль 39-го абонемента

Исполнители

Князь Мышкин – Александр Михайлов
Настасья Филипповна – Наталья Павлова
Рогожин – Андрей Серов
Ганя – Александр Трофимов
Аглая – Эвелина Агабалаева
Лебедев – Дмитрий Колеушко

Мировая премьера: 19 декабря 1991 года, Камерный музыкальный театр, Москва (сокращенная версия)
Премьера полной версии оперы: 9 мая 2013 года, Национальный театр Мангейма
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 6 июля 2016 года


Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Мечислава Вайнберга
Либретто Александра Медведева по одноименному роману Федора Достоевского

Режиссер-постановщик, сценограф – Алексей Степанюк
Художник по костюмам – Татьяна Машкова
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов

Краткое содержание

Действие первое
Картина первая. Встреча в поезде
Князь Лев Николаевич Мышкин возвращается в Петербург после долгого лечения в Швейцарии. В купе поезда он знакомится с Парфёном Рогожиным и Лебедевым. Рогожин только что получил в наследство от внезапно скончавшегося отца два миллиона рублей. Незадолго до этого Парфён был вынужден бежать от разгневанного родителя: он растратил десять тысяч на подарок Настасье Филипповне, в которую, увидев ее однажды, без памяти влюбился.
В это время Настасья Филипповна в своей комнате с волнением ждет вечера: сегодня ее именины. Ганя Иволгин умоляет ее ответить, согласна ли она выйти за него замуж. Но она даст ответ позже, когда соберутся гости.

Картина вторая. У Епанчиных
В кабинете генерал Епанчин и Афанасий Иванович Тоцкий обсуждают судьбу Настасьи Филипповны, содержанки Тоцкого. Они намерены выдать ее за Гаврилу Иволгина, это позволит Тоцкому жениться на дочери Епанчина Аглае. За брак с падшей женщиной Ганя будет щедро вознагражден: Тоцкий оставляет ей большую сумму денег.
Князь Мышкин прибыл, чтобы познакомиться со своими единственными петербургскими родственниками – семейством Епанчиных. Генерал не рад гостю, у которого нет ни планов на жизнь, ни средств к существованию. Входит Ганя, он показывает портрет Настасьи Филипповны, который та подарила ему. Князь поражен: «Лицо прекрасное и загадочное, – верно, и судьба ее необычна».
Генерал Епанчин оставляет гостя на попечение жены и дочерей: Аглаи, Александры и Аделаиды. Они очарованы рассказами Мышкина о его жизни в Швейцарии. Ганя просит князя передать Аглае записку, в которой уверяет, что по одному ее слову разорвет помолвку. Вместо ответа девушка просит князя написать в альбом фразу «В торги я не вступаю» и вернуть записку. Ганя в бешенстве.

Картина третья. У Иволгиных
Князь снял комнату у Иволгиных. В одиночестве он произносит взволнованный монолог: «Не верю, никогда не поверю, что зло нормально для жизни людской». В гостиной собралась семья. Варя, сестра Гани, в ужасе: он собирается жениться на беспутной женщине, которую к тому же не любит. Появляется сама Настасья Филипповна. Знакомство с князем, которого она сначала принимает за лакея, поражает ее. Вваливается пьяная толпа во главе с Рогожиным – он пробует перекупить Ганьку, затем Настасью Филипповну и не допустить брака. Торги прерываются безобразной сценой: Ганя пытается ударить Варю, возмущенную всем происходящим, но князь не дает ему этого сделать.

Картина четвертая. День ангела
В гостях у Настасьи Филипповны генерал Епанчин, Лебедев, Тоцкий, Ганя. Неожиданно для всех присутствующих появляется князь. Именинница просит его решить, выходить ли ей замуж за Иволгина, – и Мышкин убеждает ее ответить отказом. «Так тому и быть», – заключает Настасья Филипповна. Ей ясно, что Ганей руководила лишь корысть. Входит Рогожин, он принес обещанные сто тысяч. Князь предлагает Настасье Филипповне выйти за него замуж, уверяя, что ее жизнь не погибла, что она ни в чем не виновата, а, напротив,страдалица. Настасья Филипповна не может согласиться на брак: ей кажется, что связь с ней погубит князя. Она берет у Рогожина деньги, кидает в камин и приказывает Гане достать их. Тот падает в обморок. Рогожин и Настасья Филипповна уезжают.


Действие второе
Картина пятая. У Рогожина
Князь приезжает к Рогожину. Парфён уверен, что Настасья Филипповна, живя с ним, любит только князя. Мышкин уверяет его, что он не соперник – им руководит лишь жалость. Князь и Рогожин братаются. В подворотне темная фигура замахивается на князя, но он падает в беспамятстве, и убийца отступает.

Картина шестая. Рыцарь верный
На даче у Лебедева князь оправляется после падения. Семейство Епанчиных приходит навестить его. Аглая поет балладу о «рыцаре бедном», но предположение, что она может выйти замуж за князя Мышкина, приводит ее в ярость. Епанчина сокрушается: как тяжело быть матерью взрослых дочерей!

Картина седьмая. Два свидания
Аглая назначает князю свидание в парке. Она хочет бежать из дома и просит его помочь в этом. Но ее терзает мысль о том, что князь жил с Настасьей Филипповной, а сейчас эта странная женщина пишет ей письма, уговаривая выйти за князя замуж. В смятении Аглая убегает. Появляется Настасья Филипповна. Все решено: она выходит за Рогожина и только хочет знать, счастлив ли князь Мышкин.

Картина восьмая. Исповедь Лебедева
Епанчины в замешательстве: до них дошла новость, что князь – жених Аглаи. На просьбу дать точный ответ, просит ли он ее руки, князь отвечает утвердительно. Лебедев сообщает князю, что у Аглаи свидание с Настасьей Филипповной. «Зло правит миром. И злато», – утверждает он, отвечая на давние размышления Мышкина.

Картина девятая. Соперницы
Князь и Аглая у Настасьи Филипповны. Соперницы ставят его перед выбором – и князь, не в силах превозмочь сострадание, остается с Настасьей Филипповной. Но их свадьба не состоялась: невеста сбежала с венчания к Рогожину.

Картина десятая. Примирение
Настасья Филипповна мертва, Рогожин зарезал ее. Пришедший к нему князь узнаёт об убийстве. В темной комнате побратимы остаются сидеть на полу, обнявшись.


Репертуарным композитором Мечислав Вайнберг (1919–1996) стал не так давно. Концертное исполнение его первой оперы, «Пассажирка» (1968), главные герои которой – бывшая узница концлагеря и ее надзирательница, состоялось в 2006 году в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 2009-м в Англии прошел фестиваль, приуроченный к девяностолетию композитора, где были исполнены инструментальные сочинения, одноактная опера «Леди Магнезия» и Реквием. Год спустя Теодор Курентзис на фестивале в Брегенце дирижировал первой постановкой «Пассажирки». После этого партитурами Вайнберга заинтересовались сразу несколько оперных театров: помимо «Пассажирки» внимание привлекли оперы «Портрет» и «Идиот». Музыка «неизвестного советского композитора» стала настоящим откровением для Европы, поспешившей назвать его третьим после Шостаковича и Прокофьева.
Младший современник Шостаковича и старший современник Шнитке, Мечислав Вайнберг родился в Варшаве. В 1939 году ему удалось бежать в Советский Союз, а вся его семья погибла в гетто. Судьбу композитора изменило знакомство с Шостаковичем, который стал его другом, способствовал исполнению его сочинений, а в 1953-м, когда Вайнберг в связи с «делом врачей» оказался под арестом, ходатайствовал об освобождении. Вайнберг всегда причислял себя к школе Шостаковича, хотя официально не взял у того ни одного урока и, несмотря на сильное влияние старшего коллеги, не утратил собственного стиля. Автор более двадцати симфоний и семи опер, он остался известен широкой публике по своим многочисленным работам в кино и мультипликации, среди которых – музыка к фильму «Летят журавли» и «Винни-Пуху». Композитор скончался в 1996-м, не дождавшись мировой известности, убежденный в том, что его музыка, звучащая все реже и реже, после его смерти исчезнет из концертных залов.
«Идиот» (1986) – последняя опера Вайнберга. Четыре части романа Достоевского превратились в четыре часа музыки с интенсивным симфоническим развитием, запоминающимися мелодиями, системой лейтмотивов. В оперу вошли почти все сюжетные повороты романа, но болезнь князя Мышкина осталась в прошлом (сцены с припадками, как и финал, не были включены в либретто). Главный герой стал для композитора проповедником его собственных идеалов, и монологи князя Мышкина – единственный фрагмент либретто Александра Медведева, где не использован текст Достоевского.


Право на исполнение предоставлено издательством Musikverlag Hans Sikorski (Гамбург)


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)