Зора Менделеевна Цукер – музыкант, представляющий в Петербурге европейскую традицию пианизма. Ее детство прошло в одной из культурных столиц Центральной Европы, городе Черновцы, находившимся до 1939 года на территории Австро-Венгрии, городе, давшем миру многих выдающихся деятелей культуры на рубеже XIX–ХХ веков (среди них, например, поэт Пауль Целан). С 1959 года она училась во Львовской консерватории, где еще живы были традиции Кароля Микули, у Александра Эдельмана, ученика Феликса Блуменфельда. С 1968 года она живет и работает в Ленинграде-Петербурге, где без ее учеников невозможно представить панораму музыкальной жизни Северной столицы. Среди лучших учеников Зоры Цукер последних десятилетий в первую очередь должны быть названы Мирослав Култышев, которого она пестовала с детских лет, Алексей Зуев, Мария Деревягина, Алексей Вяхирев, Евгений Зарецкий; и конечно, без ее влияния немыслимо представить себе исполнительское искусство дочери – профессора кафедры камерного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории Инги Дзекцер.
В концерте будут играть три ученика класса Зоры Менделеевны, занимающиеся у нее в ССМШ при консерватории: Мария Карзова, Ульяна Дегтярева и Иван Качкин. Вот что говорит Зора Цукер о своих учениках:
«Маша Карзова выросла в семье музыкантов, участвовала во многих концертах моего класса – в МЗФ, в Музее-квартире Римского-Корсакова, играла с оркестром Михаила Голикова, успешно участвовала в конкурсах. Ее отличали всегда изумительный слух, роскошный пианизм. В последнее время в ее игре появилась глубина и серьезность. Особенно это заметно в ее исполнении Итальянского концерта Баха, “Думки” Чайковского. В таком возрасте это – достижение.
Ульяна Дегтярева – тонкое, одухотворенное существо, маленькая, хрупкая девочка, чьей игре присуща недетская воля. Говорят, что она является “полным моим слепком”, точным отражением моего способа игры. Она очень увлеченно и много работает, много играет, принимала участие в концертах моего класса в России и за рубежом. В последнее время качество ее пианизма и возросшая музыкальность позволили нам рискнуть и взять такие сложнейшие пьесы, как рондо “Ярость по поводу потерянного гроша” Бетховена, “Блестящие вариации” Шопена, и такую стилистически сложную пьесу, как Сентиментальный вальс Чайковского.
Иван Качкин учится у меня недавно, до того он занимался в детской школе искусств имени С. В. Рахманинова и в ССМШ, в классе Павла Райкеруса. Этого мальчика отличают огромная воля, интеллект, широкая эрудиция (и не только музыкальная, он увлекается, например, минералогией и биологией. В последнее время мне удалось его как-то раскрепостить, и меня особенно радуют его достижения в романтическом репертуаре – в музыке Шумана, Брамса».