Валерий Афанасьев – музыкант, пианист, писатель – личность, не похожая ни на кого на мировом музыкально-культурном небосклоне. Все, чем занимается он, отмечено печатью непреднамеренной экстравагантности и подлинной оригинальности. Для ленинградских-петербургских слушателей такой, выходящей за рамки академизма экстравагантностью были наполнены сольные концерты-спектакли (провокации? перформансы?) Афанасьева по «Картинкам с выставки» Мусоргского и «Крейслериане» Шумана, исполненные им в конце 1980-х – начале 1990-х в Большом и Малом залах Филармонии. Острый, как бритва, интеллект и быстро насыщающаяся память не позволяют Афанасьеву идти по заезженным путям повторения общеизвестных истин. Нет, он выходит на сцену, как сам писал в книге своих стихов, «для тех, кто почитает Кафку и Шёнберга с листа играет»…
Любителям гладкой и аккуратной фортепианной игры на концертах Афанасьева делать нечего. Он типичный не-виртуоз, он музыкант-мыслитель, который позволяет нам, образно говоря, воочию услышать зазор между вечностью божественного идеала и гротеском его земного воплощения…
Минорный Гайдн (Сонаты соль минор и до минор) и Баллады Брамса (ор. 10 и ор. 79) – типичный для Афанасьева выбор. В этих произведениях «нетипичного» Гайдна, Гайдна периода предромантической «Бури и натиска», и Брамса двух периодов – на изломе романтической юности (ор. 10) и позднеромантического (op. 79) – пианист может открыть нам нечто неведомое и еще не слышанное.
Ольга Скорбященская