Известный французский музыкант и журналист Брюно Монсежон, прославившийся документальными фильмами о великих музыкантах: Наде Буланже, Святославе Рихтере, Давиде Ойстрахе, Иегуди Менухине, Мстиславе Ростроповиче, в 2000 году посвятил картину молодому польскому пианисту Петру Андершевскому, точнее – одному произведению в его исполнении – Вариациям Бетховена на тему Диабелли. Съемки проходили в Лугано во время звукозаписи: сначала Андершевский, сидя за роялем, рассказывает о том, как он слышит эту музыку и что про нее думает, играет отрывки, слегка утрируя детали, а во второй части – Вариации звучат целиком, как на концерте. Оторваться невозможно. Гигантский опус, которым композитор простился с фортепианной музыкой, демонстрирует все, что Бетховен может сделать с довольно банальной темой вальса Диабелли, и завораживает именно наглядным строительством из отдельных кирпичиков темы то величественных соборов, то смелых технических конструкций вроде виадуков, то ландшафтных парков с беседками. «Считается, что “Диабелли” – трудное произведение и для исполнителей, и для публики, – говорит Андершевский. – Я не согласен. Да, тема не столь упоительно прекрасна, сколь тема Баха в “Гольдберг-вариациях”, и поначалу, как вспоминали современники, Бетховен отказался от нее. Но потом дерзко усложнил задачу». Как известно, Диабелли, издатель и композитор, в 1819 году предложил музыкантам написать по одной вариации на его вальс, чтобы издать сборник, доходы с которого будут пущены на благотворительность. Откликнулись чуть ли не 50 авторов, в том числе Франц Шуберт, сын Моцарта Франц Ксавье, Карл Черни и его восьмилетний ученик Франц Лист. Их вариации составили первый том, а во втором Диабелли опубликовал 33 (!) вариации Бетховена. Возможно, такой цикл стал эффектным жестом для Бетховена: он один извлек из данной темы больше, чем все тогдашние композиторы, вместе взятые. Поначалу ему не могла не претить тривиальность оборотов этого вальса, но он как великий кудесник помещает их в авторские «растворы» – жанровые, темповые, фактурные, подвергает отдельные мотивы «перекрестному допросу», высмеивает галантные па, делая из вальса то похоронный марш, но в мажоре, то скерцо, то бурлеску, то, обволакивая тему подголосками, проникновенную фугетту, а заканчивает цикл фугой и менуэтом. Он словно показывает, из какого сора можно вырастить возвышенную лирику и героику. Редкая удача, что для своего первого концерта в Петербурге Петр Андершевский выбрал именно это произведение Бетховена.
Анна Петрова