Санкт-Петербург, Концертный зал

Музыка французского барокко


II Международный хоровой фестиваль «Поющая масленица»
Третий концерт 43-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ансамбль Le poème harmonique
Вокальный ансамбль Intrada
Солистка – Клер Лёфиятр (сопрано)
Дирижер – Венсан Дюместр


В ПРОГРАММЕ:
Аноним
Псалом «На тебя, Господи, уповаю» (фобурдон)

Мишель-Ришар Делаланд
Песнопения Темной утрени Страстной Пятницы

Марк-Антуан Шарпантье
Две великопостных медитации

Мишель-Ришар Делаланд
Miserere

 

          


Концерт проходит при поддержке Французского института в России

О концерте

Московский ансамбль Intrada и французский Le poème harmonique вместе в Петербурге выступают впервые. Коллектив Екатерины Антоненко приезжал в Мариинский театр в прошлом сезоне: тогда в стенах концертного зала звучали шедевры ренессансной полифонии, 40-голосный мотет Spem in alium Томаса Таллиса и Miserere Грегорио Аллегри, а исполнением руководил эксперт по музыке Возрождения и лидер британского ансамбля Tallis Scholars Питер Филлипс.
Нынешнее выступление с французским коллективом вписано не только в новый барочный абонемент, но и в программу хорового фестиваля «Поющая масленица». Репертуаром оно все же привязано к другому календарному и церковному событию – Страстной седмице Великого поста. Программу из великопостных песнопений Tenebræ музыканты Intrada и Le poème harmonique исполняли на минувших «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в Москве, а сейчас привезли в Петербург.
Против ожиданий в композициях Делаланда и Шарпантье, слушатель не обнаружит пышного барочного оркестра: песнопения Темной утрени, повествующие о страданиях Христа, сопровождает лишь группа континуо – орган, виола да гамба и теорба. Центральная роль отведена распетому слову. Неслучайно поэтому камерным мотетам Шарпантье дано авторское название «Великопостные размышления». Из этого цикла в концерте прозвучат два номера: Tenebrae factae sunt («И сделалась тьма по всей земле») и Sola vivebat in antris (Плач Марии Магдалины). Рядом с ними – образец сугубо французского жанра барочной концертной музыки, Leçons de ténèbres («Чтения в темноте»). Характерная для него виртуозность вокального письма, по всей видимости, была призвана компенсировать воздержание от оперных услад, запрещенных во время Великого поста. Метафора погружения Христа во мрак (как видно, слово «темнота» объединяет и текст респонсория Великой пятницы – Tenebrae factae sunt, и название самой службы – Темная утреня, и особый жанр песнопений) в католической традиции имеет буквальное выражение: по ходу богослужения одна за другой гасились свечи, пока в храме не воцарялась кромешная тьма. Этот ритуал и будет воссоздан музыкантами. Знаток французской барочной традиции и руководитель Le poème harmonique Венсан Дюместр включил в него, кроме того, псалом анонимного автора In te Domine Speravi и развернутую респонсорную композицию Miserere Делаланда, нормативные молитвы Темной утрени. Последнее сочинение вместе со всеми тремя Leçons de ténèbres Делаланда было записано Дюместром и его музыкантами 15 лет назад (альбом так и называется Tenebræ). Для исполнения этих песнопений требуется солистка экстра-класса, и у Le poème harmonique она есть: пение Клер Лёфиятр должно стать украшением этого строгого действа.

Об исполнителях

Вокальный ансамбль Intrada был основан в 2006 году по инициативе Екатерины Антоненко, ставшей его музыкальным руководителем. Коллектив специализируется на исполнении старинной музыки и выступает с такими дирижерами, как Владимир Юровский, Алексей Уткин, Александр Рудин, Кристофер Мулдс, Питер Филлипс, Федерико Мария Сарделли, Петер Нойман, Фридер Берниус.
В сентябре 2015 года ансамбль представил нашу страну на Фестивале искусств в Дрездене. Также коллектив участвовал в московском «Рождественском фестивале», фестивалях «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», Earlymusic, «Посольские дары» и «Возвращение».
Ансамбль Intrada активно сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. Совместно с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского музыканты исполнили фрагменты из оперы «Королева фей» Пёрселла и музыку к драме «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, а совместно с Российским национальным оркестром – Нельсон-мессу Гайдна и Реквием Моцарта.
Также коллектив участвовал в концертном исполнении оперы Генделя «Геркулес» вместе с Анн Халленберг и Люси Кроу (дирижер Кристофер Мулдс, 2013), оперы «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской версии 1774 года вместе с Колином Ли и Деборой Йорк (дирижер Уильям Лейси, 2014) и оперы «Альцина» Генделя вместе с Ингой Калной, Вивикой Жено, Патрисией Бардон и Бенджамином Хьюлеттом (дирижер Федерико Мария Сарделли, 2015).
В перекрестный год культуры Великобритании и России ансамбль Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами Фестиваля памяти сэра Джона Тавенера. Концерты фестиваля прошли в сентябре 2014 года в Рахманиновском и Большом залах Московской консерватории при участии ансамбля Tallis Scholars и сопрано Юлии Лежневой. В июне 2015 года коллектив исполнил все мотеты Баха под управлением Фридера Берниуса в Рахманиновском зале Московской консерватории.
Также ансамбль Intrada осуществил российские премьеры сочинений So you want to write a fuge Глена Гульда, Four2 Джона Кейджа, Lied Андрея Волконского и московскую премьеру сочинения Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками».
Записи концертов вокального ансамбля Intrada транслировались телеканалом «Культура», Радио России, радиостанциями «Орфей», «Свобода», «Говорит Москва» и «Голос России».

Ансамбль Le Poème Harmonique был основан в 1998 году Венсаном Дюместром.
Коллектив специализируется на инструментальной музыке XVII–XVIII веков, а также получил известность как исполнитель барочных опер. Среди последних постановок – оперы «Кадм и Гермиона» Люлли, «Эгист» Кавалли (режиссер Беджамин Лазар) и «Дидона и Эней» Пёрселла (режиссеры Сесиль Русса и Жюльен Любек), комедия-балет «Мещанин во дворянстве» Мольера и Люлли (режиссер Бенжамин Лазар), балет «Барочный карнавал» (режиссер Сесиль Русса) и драматический спектакля «Быть или не быть» (режиссер Винсен Юге).
Коллектив активно гастролирует. Музыканты выступали в Парижской филармонии, Театре Елисейских полей и Опера-комик в Париже, Королевской опере Версаля, лондонском Вигмор-холле, Запретном городе в Пекине, венском Концертхаусе, амстердамском Консертгебау, Дворце изящных искусств в Брюсселе, Санкт-Петербургской государственной филармонии и на лондонском фестивале «Би-би-си Промс». Среди ангажементов на текущий сезон – турне по США, Канаде, Мексике, Китаю и Японии.
Ансамбль заключил эксклюзивный контакт с лейблом Alpha. Многие записи коллектива получили премии и награды, включая Diapason d'or de l'année, Choc de Classica и Гран-при Академии им. Шарля Кроса. Широкое признание завоевали диски ансамбля Aux Marches du palais (2001) и Nova Metamorfosi (2004). В 2017 годы выйдет в свет альбом Son of England с одами Пёрселла и Джеремайи Кларка и большими мотетами Мишеля-Ришара Делаланда, записанными в Королевской капелле Версальского дворца.
Ансамбль базируется в Нормандии и активно выступает в пределах родного региона. С февраля 2016 года ансамбль является постоянным приглашенным коллективом Руанской оперы и активно участвует в фестивале «Барочные сезоны», организованном Венсаном Дюместром.

Возрастная категория 6+

9 октября 2016
16 января 2017
25 февраля 2017
Музыка французского барокко
4 мая 2017
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход