Пекинская опера
Рождение пекинской оперы
История пекинской оперы насчитывает более двухсот лет. В традиционной китайской опере есть и другие, более древние жанры, в частности куньшаньская опера, зародившаяся в XIV веке. Официальной датой рождения пекинской оперы считается 1790 год, когда четыре театральные труппы из провинции Аньхой собрались в Пекине и выступили на торжествах по случаю 80-летия императора. Вскоре к ним присоединились труппы из провинции Хубэй. За годы своего существования пекинская опера превратилась в сложный сплав различных музыкальных и театральных техник. Искусство пекинской оперы никогда не было элитным – с самого начала оно было предназначено и для императорского двора, и для простолюдинов. Изначально к выступлениям допускались только актеры-мужчины. Лишь в 1870-х годах на сцене начали появляться женщины, но даже после этого мужчины были широко задействованы в женских амплуа «дань».
Из столицы в провинцию
С 1860 года труппы пекинской оперы начинают выступать по всему Китаю. К концу XIX века пекинская опера становится самой популярной формой театра в стране, а сам Пекин превращается в настоящую театральную столицу. В районе Цяньмэнь, к югу от Запретного города, открываются новые театры, чайные дома и рестораны. Здесь развиваются все формы театрального искусства, но ядром их неизменно остается пекинская опера. Именно в этом районе живут и работают многие знаменитые артисты. Для управления театрами и труппами пекинской оперы создаются новые организации и структуры.
От чайных домов к театрам
Изначально пекинская опера исполнялась в заведениях «сиюаньцзы», что буквально означает «чайный двор». В те времена зрители сидели на скамьях друг напротив друга и платили только за чай, а не за представление. Пекинская опера была лишь дополнительным увеселением к еде. Представления зачастую продолжались очень долго, до 12 часов. Ситуация изменилась, когда начали появляться так называемые «старые театры», где скамьи устанавливались напротив сцены и зрители могли сидеть лицом к актерам. Вплоть до 1931 года мужчины и женщины в таких театрах сидели раздельно (мужчины в партере, а женщины на балконах). В эпоху Китайской Республики (1911–1949) интерьеры китайских театров стали все больше походить на западные.
Пекинская опера в мире
Мэй Ланьфан был одной из ключевых фигур в истории пекинской оперы, а также первым актером, который вывез труппу на международные гастроли. Его исполнение ролей «дань» вошло в легенду, а из его исполнительского стиля выросла целая школа театрального искусства. В 1920–1930-х годах Мэй Ланьфан посетил с гастролями Японию и США, где его труппа выступила с огромным успехом. После этого спектакли пекинской оперы начали демонстрироваться по всему миру и превратились в один из символов культурного взаимодействия Востока и Запада. В 2010 году пекинская опера вошла в список шедевров устного и нематериального наследия человечества, составленный ЮНЕСКО.
Исполнение классических спектаклей
Некоторые классические пьесы, написанные во времена династии Цин, практически невозможно исполнить в наше время. Многие из них состоят из 24 действий и более: на их репетиции уйдут годы, а исполнение займет несколько дней. Так, в эпической пьесе «Шэнпинбаофа» («Драгоценный плот благородного мира»), заказанной поклонником пекинской оперы императором Цяньлуном, рассказывается о монахе и трех его друзьях, которые едут на запад за священными буддийскими книгами. Пьеса представляет собой адаптацию одного из четырех великих классических китайских романов «Путешествие на запад» и состоит из 240 действий!
В наше время большинство спектаклей пекинской оперы демонстрируется в сокращенном варианте («чжэцзы си»), то есть спектакль из нескольких действий сжимается до одного действия.
В пекинской опере существует два отдельных жанра: «гражданские» спектакли («вэньси») и «военные спектакли» («уси»). В «гражданских» спектаклях акцент делается на взаимоотношениях персонажей, а их главной темой становится любовь или интриги. В этих спектаклях обычно задействованы актеры амплуа «дань» (мужчины, изображающие женщин) и пожилые артисты. Один из известных спектаклей этого жанра – «Прощай, моя наложница» – рассказывает о последних совместных минутах завоевателя и его любимой наложницы. В спектаклях «военного» жанра основой действия является акробатика и элементы боевых искусств. На сцене задействованы молодые актеры амплуа «шэн» (мужские роли), «цзин» (актеры с разрисованными лицами) и «чоу» (комики). Пример этого жанра – красочный спектакль «На перекрестке трех дорог», куда входит сложнейшая сцена сражения с завязанными глазами.