Концерт для виолончели с оркестром – последнее крупное сочинение Эдуарда Элгара. Премьера его состоялась 27 октября 1919 года в Лондоне под управлением автора, солировал Феликс Салмонд. По аналогии со знаменитым произведением Бенджамина Бриттена концерт часто называют «военным реквиемом» Элгара. Он отличается от сочинений предыдущих лет строгостью тона и неизменной серьезностью. Композитор словно возвращается к музыкальному стилю времен своей молодости – к традициям Чайковского, Дворжака, Грига.
Элгар начал работу с открывающего концерт речитатива виолончели. В дальнейшем речитатив не раз возвращается словно голос автора. Главная тема первой части, порученная альтам без сопровождения, – символ пустоты и одиночества. Вторая часть (скерцо) приводит на память слова Антона Рубинштейна о финале Второй сонаты Шопена: «ветер над могилами». Небольшая третья часть – будто прекрасное воспоминание о счастье, которое завершается слишком быстро и слишком неожиданно. Существуют очень разные трактовки финала, вплоть до оптимистичных, но пронзительный медленный эпизод, после которого возвращается речитатив из первой части, развеивает иллюзии.
В 1899 году Ян Сибелиус продирижировал в Хельсинки премьерой своей Первой симфонии ми минор. Он уже получил признание как творец национального финского стиля, автор могучего «Куллерво» и завораживающего «Туонельского лебедя». Однако накануне нового столетия композитор отправился на поиски нового пути – в область чистого симфонизма. Причем ориентиры для себя обнаружил прежде всего на территории русской музыки. Главная тема первой части (Allegro energico) находится в близком родстве с главной темой Первой симфонии Бородина. Соло кларнета во вступлении к первой части очевидно восходит к кларнетовой теме вступления из Пятой симфонии Чайковского (также написанной в ми миноре). О Чайковском напоминают и праздничные эпизоды Allegro energico, и траурное начало финала, и чудные, волшебные страницы второй части. Когда Сибелиус приступал к сочинению Первой симфонии, он набросал для нее программу, которую затем отверг. Вторая часть первоначально ассоциировалась у композитора со стихотворением Гейне «Кедр и пальма», и, пожалуй, северные грезы о Юге действительно воплотились в музыке Andante.
Анна Булычёва