Санкт-Петербург, Концертный зал

Чайковский. Литургия святого Иоанна Златоуста. Избранные хоры


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Алексей Великанов (тенор)
Хор Мариинского театра
Дирижер – Андрей Петренко


В ПРОГРАММЕ:
Петр Чайковский
Литургия святого Иоанна Златоуста, соч. 41
Четыре хора a cappella:
«На сон грядущий», соч. 27 № 1
«Ночевала тучка золотая»
«Соловушко»
«Легенда», соч .54 № 5

О концерте

«Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении», – писал Петр Ильич Чайковский в письме Надежде фон Мекк. В апреле 1878 года композитор пишет тому же адресату: «Я бы хотел сделать что-то в области церковной музыки. Здесь перед композиторами лежат обширнейшие и почти нехоженые пути. Я уважаю определенные достижения Бортнянского, Березовского и других; однако сколь мало соответствует их музыка византийской архитектуре, иконам и всему духу православной литургии!.. Вполне возможно, что я решусь написать "Литургию св. Иоанна Златоуста" целиком!» Двумя месяцами ранее Чайковский просит своего издателя П. И. Юргенсона прислать ему полный текст литургии св. Иоанна Златоуста. А в мае 1878 года в Каменке заканчивает свое грандиозное хоровое творение. Первое исполнение музыки Литургии св. Иоанна Златоуста состоялось в киевской университетской церкви в июне 1879 года. Чайковский был рад, что премьера прошла именно в церкви, но это было единственное при жизни композитора исполнение Литургии во время богослужения. В Москве Литургия св. Иоанна Златоуста на музыку Чайковского была исполнена в закрытом духовном концерте Консерватории в ноябре 1880 года, а затем в экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря 1880 года в исполнении хора П. И. Сахарова. Публика с воодушевлением приняла произведение, но отзывы прессы были противоречивы. Доброжелатели утверждали, что Литургия производит «молитвенное настроение», что в ней «не заключается чуждого русскому чувству бездушного органа», как называли в старину церковное пение Запада, ни еще более чуждого нам элемента «светскости». Критики, напротив, указывали на многочисленные и, по их мнению, неоправданные нововведения. Кому-то не нравилось непохожесть музыки Чайковского на привычные сочинения Львова, Бортнянского и Сарти, иные говорили об отсутствии древнецерковного стиля, ну а некоторые из духовных лиц негодовали просто на дерзкую попытку "светского" композитора создать музыку к богослужению. После московской премьеры на исполнение Литургии св. Иоанна Златоуста Чайковского в храмах был наложен запрет, который был снят лишь после смерти композитора. Синодальный хор, исполнивший Литургию на московской панихиде по композитору, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти Чайковского, обычно в церкви Большое Вознесение у Никитских ворот. Та же традиция поддерживалась в соборе Александро-Невской лавры, где отпевали Петра Ильича. Это были службы, на которые в переполненные храмы собиралась творческая интеллигенция Москвы и Петербурга. Литургия св. Иоанна Златоуста Чайковского во второй половине XIX века в России стала первой смелой попыткой крупного светского композитора создать полностью авторскую музыку к православному богослужению. В этой музыке Чайковский стремился выразить прежде всего свое эмоциональное восприятие ключевых моментов службы, не пытаясь реконструировать архаику. Музыка к Литургии Чайковского стала первой ласточкой музыкально-духовного ренессанса в России начала ХХ века.
Егор Ковалевский

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход