IV Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки reMusik
Художественный руководитель фестиваля − Meхди Хоссейни
Фестиваль reMusik проводится Санкт-Петербургским центром современной академической музыки reMusik.org. Программа фестиваля представляет произведения самых разных музыкальных направлений XX и XXI веков. Фестиваль расширяет не только географические, но и жанровые границы современного искусства, интегрируя российскую музыку в общеевропейский контекст. Все сочинения, исполняемые в рамках фестиваля, являются мировыми и российскими премьерами.
Изобилие пьес для инструментальных ансамблей различного состава – одна из характерных особенностей новейшей музыки. Именно этот жанр, максимально свободный от любых ограничений, накладываемых историей академических жанров, традицией, типовыми музыкальными формами, позволяет современным авторам выразить в каждой пьесе уникальное, принципиально неповторимое содержание. Многие из этих пьес имеют программные или символические названия, которые, в отличие от заглавий традиционного плана, зачастую отсылают не к названиям литературных произведений или произведений искусства, а к мифологии, символам или метафорам. Таковы и сочинения for b («Окаменевшие птицы») Тимоти Данна и Dike Wall Пьерлуиджи Биллоне.
Т. Данн – американский композитор и пианист, профессор, преподающий теорию музыки в College of St. Rose в Олбани (штат Нью-Йорк). С 2002 по 2008 годы он учился в Санкт-Петербургской консерватории (в классе профессора С. М. Слонимского) и с тех пор его музыкальная деятельность тесно связана с Россией и Петербургом. Здесь регулярно исполняются произведения композитора, в том числе проходят премьеры, которые неизменно вызывают большой интерес у знатоков и любителей музыки. Название пьесы «Окаменевшие птицы» отсылает слушателя к сочинениям знаменитого французского композитора Оливье Мессиана, увлекавшегося орнитологией и оставившего, пожалуй, самые яркие примеры воплощения птичьих голосов в музыке XX века.
П. Биллоне – известный итальянский композитор, профессор композиции, в настоящее время живущий и работающий в Вене. Его сочинение Δίκη Wall создано в 2012 году по заказу знаменитого коллектива Talea Ensemble, который и стал его первым исполнителем. Название пьесы отсылает к имени древнегреческой богини правосудия (а также правды и справедливости) Дике. В одном из древних Орфических гимнов, посвященных Дике (фрагмент из него Биллоне приводит в качестве своеобразной программы сочинения), богиня описывается как всевидящее око Зевса, беспристрастно воздающее по заслугам правым и виноватым. Подчеркивая важность создания соответствующей атмосферы, автор в партитуре предписывает исполнителям играть с максимальной сдержанностью, без экспрессии и каких-либо акцентов. Ведущую роль в сочинении играют ударные инструменты, но не традиционные, а экзотические – китайского, тибетского и тайского происхождения.
Георг Фридрих Хаас – австрийский композитор, профессор Колумбийского университета Нью-Йорка. Его Tria ex uno («Три из одного»), созданная в 2001 году, также отсылает к композиторам и традициям музыки прошлого, но более конкретно: в качестве музыкальной темы сочинения взята мелодия знаменитой французской песни эпохи Возрождения «L’homme armé» («Вооруженный человек»). Среди многих композиторов, обращавшихся к ней, – Жоскен Депре, французский мастер ренессансной полифонии. Музыка мессы Депре на эту тему и стала отправной точкой для Хааса в его сочинении.
Произведение Triple Duo патриарха американской музыки Эллиотта Картера написано в 1982–1983 годах. Его название («Тройной дуэт») указывает на необычное решение композитором исполнительского состава: инструменты образуют пары – флейта и кларнет, ударные и фортепиано, скрипка и виолончель. Поначалу как бы обособленные друг от друга, в процессе развертывания музыки инструменты из этих пар вступают в новые сочетания, образуя то согласованное, то антагонистическое звучание, достигающее кульминации в финале.
Владимир Горячих