Санкт-Петербург, Концертный зал

Закрытие IV Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки reMusik

Художественный руководитель фестиваля – Meхди Хоссейни

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Talea Ensemble
Дирижер – Джеймс Бейкер


В ПРОГРАММЕ:
Георг Фридрих Хаас
Tria ex uno для флейты, кларнета, фортепиано, ударных, скрипки и виолончели

Тимоти Данн
for b («Окаменевшие птицы») для флейты, гобоя, кларнета, валторны, фортепиано, скрипки и виолончели (мировая премьера)

Эллиотт Картер
Triple Duo («Тройной дуэт») для флейты, кларнета, фортепиано, ударных, скрипки и виолончели

Пьерлуиджи Биллоне
Dike Wall для флейты, кларнета, фортепиано, ударных, скрипки, альта и виолончели

О концерте

IV Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки reMusik
Художественный руководитель фестиваля − Meхди Хоссейни

Фестиваль reMusik проводится Санкт-Петербургским центром современной академической музыки reMusik.org. Программа фестиваля представляет произведения самых разных музыкальных направлений XX и XXI веков. Фестиваль расширяет не только географические, но и жанровые границы современного искусства, интегрируя российскую музыку в общеевропейский контекст. Все сочинения, исполняемые в рамках фестиваля, являются мировыми и российскими премьерами.


Изобилие пьес для инструментальных ансамблей различного состава – одна из характерных особенностей новейшей музыки. Именно этот жанр, максимально свободный от любых ограничений, накладываемых историей академических жанров, традицией, типовыми музыкальными формами, позволяет современным авторам выразить в каждой пьесе уникальное, принципиально неповторимое содержание. Многие из этих пьес имеют программные или символические названия, которые, в отличие от заглавий традиционного плана, зачастую отсылают не к названиям литературных произведений или произведений искусства, а к мифологии, символам или метафорам. Таковы и сочинения for b («Окаменевшие птицы») Тимоти Данна и Dike Wall Пьерлуиджи Биллоне.

Т. Данн – американский композитор и пианист, профессор, преподающий теорию музыки в College of St. Rose в Олбани (штат Нью-Йорк). С 2002 по 2008 годы он учился в Санкт-Петербургской консерватории (в классе профессора С. М. Слонимского) и с тех пор его музыкальная деятельность тесно связана с Россией и Петербургом. Здесь регулярно исполняются произведения композитора, в том числе проходят премьеры, которые неизменно вызывают большой интерес у знатоков и любителей музыки. Название пьесы «Окаменевшие птицы» отсылает слушателя к сочинениям знаменитого французского композитора Оливье Мессиана, увлекавшегося орнитологией и оставившего, пожалуй, самые яркие примеры воплощения птичьих голосов в музыке XX века.

П. Биллоне – известный итальянский композитор, профессор композиции, в настоящее время живущий и работающий в Вене. Его сочинение Δίκη Wall создано в 2012 году по заказу знаменитого коллектива Talea Ensemble, который и стал его первым исполнителем. Название пьесы отсылает к имени древнегреческой богини правосудия (а также правды и справедливости) Дике. В одном из древних Орфических гимнов, посвященных Дике (фрагмент из него Биллоне приводит в качестве своеобразной программы сочинения), богиня описывается как всевидящее око Зевса, беспристрастно воздающее по заслугам правым и виноватым. Подчеркивая важность создания соответствующей атмосферы, автор в партитуре предписывает исполнителям играть с максимальной сдержанностью, без экспрессии и каких-либо акцентов. Ведущую роль в сочинении играют ударные инструменты, но не традиционные, а экзотические – китайского, тибетского и тайского происхождения.

Георг Фридрих Хаас – австрийский композитор, профессор Колумбийского университета Нью-Йорка. Его Tria ex uno («Три из одного»), созданная в 2001 году, также отсылает к композиторам и традициям музыки прошлого, но более конкретно: в качестве музыкальной темы сочинения взята мелодия знаменитой французской песни эпохи Возрождения «L’homme armé» («Вооруженный человек»). Среди многих композиторов, обращавшихся к ней, – Жоскен Депре, французский мастер ренессансной полифонии. Музыка мессы Депре на эту тему и стала отправной точкой для Хааса в его сочинении.

Произведение Triple Duo патриарха американской музыки Эллиотта Картера написано в 1982–1983 годах. Его название («Тройной дуэт») указывает на необычное решение композитором исполнительского состава: инструменты образуют пары – флейта и кларнет, ударные и фортепиано, скрипка и виолончель. Поначалу как бы обособленные друг от друга, в процессе развертывания музыки инструменты из этих пар вступают в новые сочетания, образуя то согласованное, то антагонистическое звучание, достигающее кульминации в финале.
Владимир Горячих

Об исполнителях

Talea Ensemble был назван газетой New York Times «неотъемлемой частью культурной экосферы Нью-Йорка». В 2013 году коллектив получил премию «За новаторские программы» Американского общества композиторов, авторов и издателей и Ассоциации кантри-музыки (США).
В исполнении музыкантов звучали мировые и американские премьеры сочинений Пьера Булеза, Тристана Мюрая, Ольги Нойвирт, Джона Зорна, Ынсука Чина, Рэнда Стайгера, Беата Фуррера и Фаусто Ромителли. В настоящее время для ансамбля пишут композиторы Энтони Чу, Оскар Беттисон и Жорж Апергис.
Коллектив выступал в Линкольн-центре, Институте музыки в Дармштадте, на фестивалях Wien Modern (Вена), Contempuls (Прага), La Ciudad de las Ideas (Мехико), на Джазовом фестивале в Ньюпорте (США) и Международном фестивале современной музыки в Перу.
Концерты ансамбля транслировались Австрийским радио, радио HRF (Хайденау, Германия) и радио WQXR Q2 Music (Нью-Йорк, США).
Коллектив сотрудничает с Австрийским культурным форумом, Институтом итальянской культуры в Лондоне, Генеральным консульством Дании, Фондом корейской культуры и Украинским институтом в Нью-Йорке. Регулярно проводит образовательные мероприятия в Гарвардском, Колумбийском, Стэнфордском, Корнелльском и Нью-Йоркском университетах. Сотрудничает со звукозаписывающими компаниями Living Artists, Gravina Musica, Tzadik, Innova и New World Records.
Более подробную информацию об ансамбле можно получить на сайте taleaensemble.org.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации