Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Анна

моноопера
моноопера Леонида Клиничева (посвящение Анне Ахматовой)

Исполнители

Анна Ахматова – Наталья Павлова

Партия фортепиано – Юлия Корень

Премьера в Мариинском театре – 29 мая 2016 года


Продолжительность спектакля 1 час
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка и либретто Леонида Клиничева

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Режиссер – Александр Маскалин
Ответственный зa cценическoе офopмлениe – Aннa Coбoлевa
Хyдожник пo свeту – Егop Кaртaшoв

Краткое содержание

«Родилась я в один год с Чарли Чаплином, „Крейцеровой сонатой“ Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом». В  рассказе героини проходят эпизоды ее жизни: детство благовоспитанной барышни в Царском Селе – и летние дни в Крыму, где она слыла дикаркой; свадьба и поездка в Париж; затем – революция, расстрел мужа, арест сына. «Я не могу опомниться, это наваждение, но я не хочу, чтобы это был сон».


Однажды аспирант Московской консерватории Леонид Клиничев (род. 1938) задумал написать оперу по роману Шолохова «Тихий Дон». После выпуска он специально поехал на Кубань, собрал четыре сотни казачьих песен, да так и остался жить в Ростове. Опера в конце концов превратилась в одноименный балет, который был поставлен в Ленинградском Малом оперном театре. Затем Лариса Гергиева предложила композитору сотрудничество с Академией молодых оперных певцов Мариинского театра. Так появилась на свет опера «Бэла» на сюжет Лермонтова (мировая премьера прошла в мариинском Концертном зале в 2014 году), а еще раньше – две монооперы, посвященные двум великим поэтам ХХ века (слово «поэтесса» не любили, кажется, обе): Анне Ахматовой и Марине Цветаевой.
«Анна» впервые прозвучала в 2009 году во Владикавказе, а в мае 2016 года была поставлена в Мариинском театре. Героиня оперы будто бы возвращается в «гранитный город славы и беды».
В опере прозаическое повествование от первого лица чередуется с фрагментами стихотворений Ахматовой разных лет – своего рода поэтическими интермеццо, лирическими комментариями к автобиографии. Чем дальше, тем более дробными становятся цитаты, будто сбивается дыхание и путаются мысли: когда речь заходит о страшных годах ежовщины, расстреле мужа и аресте сына, с лихорадочной скоростью сменяются отрывки сразу четырех стихотворений. В  музыкальном плане опера строится как развернутый речитатив со вставными жанровыми номерами, среди которых вальс («Мне от бабушки-татарки были редкостью подарки»), мазурка («Как вы улыбаетесь редко»), колыбельная («Под мостами полыньи дымятся»). Знаменитые ахматовские строки «Ржавеет золото и истлевает сталь…» стали частью финального номера «Колокола» – композитор оглядывается на традицию русской «колокольной» музыки, на сочинения Рахманинова, Гаврилина, Щедрина.
«Анна» является ближайшей родственницей советских монодрам. Жанр пережил расцвет в 1970-е, дав немало маленьких шедевров, как, например, опера «Белые ночи» Юрия Буцко, которая также звучит в рамках данного абонемента. Музыкальный язык произведения – благородное, кажущееся несколько старомодным наречие, на котором говорила позднеромантическая опера в конце XIX века. Богдан Королёк


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)