Фортепианное трио до минор – юношеское сочинение Дмитрия Шостаковича, написанное им в 17 лет, в период обучения в Петроградской консерватории. Исполненное при жизни композитора лишь дважды в 1920-е годы, трио оставалось неизданным и неизвестным широкой публике до 1983 года. Это одночастное сочинение, отмеченное сильным влиянием романтической традиции. Тем не менее, уже здесь Шостакович успешно осваивает композиционный прием, который станет очень характерным для зрелых его работ: образное переосмысление, трансформация исходной музыкальной мысли (здесь это нисходящий трехзвучный мотив у виолончели). Трио до минор вместе с другими консерваторскими сочинениями Шостаковича подготовило почву для первого крупного успеха молодого композитора – Первой симфонии.
В камерной музыке Кшиштофа Пендерецкого важное место занимают ансамбли с участием кларнета. Небольшой по объему Квартет для кларнета и струнного трио длится около пятнадцати минут, из которых больше половины звучания приходится на завершающую часть. Отличительная черта письма в этом квартете – очень прозрачная фактура: в нем доминируют сольные или дуэтные эпизоды, лишь изредка все четыре инструмента играют вместе. Это заметно уже в первой части: она открывается сольным монологом кларнета, к которому позднее присоединяется альт. За миниатюрными скерцо и серенадой без перерыва следует медленный финал, имеющий заголовок «Прощание» и также строящийся преимущественно на диалогах инструментов.
Сергей Прокофьев в своих сочинениях почти никогда не обращался к фольклорному музыкальному материалу. Увертюра на еврейские темы – одно из редких исключений, появившееся благодаря случаю. В 1919 году к Прокофьеву, жившему в то время в США, обратился эмигрант из России Саймон Беллисон – кларнетист, будущий солист Нью-Йоркского филармонического оркестра, а в то время руководитель еврейского ансамбля «Зимро». Беллисон попросил композитора написать увертюру, которой ансамбль мог бы открывать свои концерты, и вручил ему тетрадь с еврейскими музыкальными темами. Прокофьев, поначалу отказывавшийся от такой идеи, вскоре заинтересовался ею и всего за несколько дней завершил работу. Одночастная увертюра строится на двух основных темах: подвижной танцевальной и меланхолической. Искусное сочетание обеих тем с отчетливо различимыми элементами гармонического языка, характерного для Прокофьева, обеспечило увертюре успех у публики, хотя сам композитор не придавал этому сочинению особого значения.
Владимир Хавров
Квинтет «Форель» был заказан Францу Шуберту состоятельным виолончелистом-любителем Сильвестром Паумгартнером, которому мы, видимо, и обязаны двумя удивительными особенностями этого шедевра. Судя по всему, именно заказчик настоял на необычном для классического квинтета составе инструментов (фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас) и на том, чтобы четвертая часть представляла собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель».
Квинтет был сочинен осенью 1819 года в очень короткий срок. Шуберт находился в поездке по Верхней Австрии в обществе своего друга, баритона Михаэля Фогля. Для Шуберта это было время неустроенности и профессиональных неурядиц: надежды реализовать себя, сделав серьезную музыкальную карьеру, рушились одна за другой. Квинтет, как и многие камерные сочинения Шуберта, – плод его «широкой известности в узких кругах» друзей и почитателей. Тем не менее музыка всех пяти частей квинтета почти безоблачна. Положенная в основу четвертой части знаменитая песня «Форель» на стихи Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта была сочинена двумя годами ранее, и Шуберт все еще продолжал переделывать ее в поисках совершенства.
Анна Булычева