Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Маре. Сибелиус. Моцарт. Бах


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Алиса Ермакова (флейта)
Амулан Очирова (скрипка)
Виктор Ухалин (гобой, английский рожок)
Инна Моисеева (фортепиано)

Квинтет струнных инструментов оркестра Мариинского театра:
Елизавета Гольденберг (скрипка)
Светлана Петрова (скрипка)
Роман Иванов (альт)
Виктор Кустов (виолончель)
Сергей Трафимович (контрабас)


В ПРОГРАММЕ:
Марен Маре
Испанская фолия из Второй тетради пьес для виолы
(переложение для флейты соло)

Ян Сибелиус
«Туонельский лебедь»
из симфонической легенды «Лемминкяйнен» по эпосу Калевала, соч. 22
(переложение для английского рожка и фортепиано)

Вольфганг Амадей Моцарт
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, К. 305
Allegro di molto
Tema con variazioni. Andante grazioso

Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт №4 соль мажор, BWV1049
Allegro
Andante
Presto

О концерте

Дикий и шумный португальский танец фолия был известен уже в конце XV века, его название так и переводится – безумие. Этим же словом позже стали называть мелодико-гармоническую формулу, небольшую тему в трехдольной метре близкую по характеру сарабанде. Строгая и благородная фолия стала основой вариаций Люлли, Корелли, Генделя, Скарлати, Вивальди и Баха. «Следы» фолии музыковеды обнаружили даже во второй части Пятой симфонии Бетховена, а знаменитые «Вариации на тему Корелли» Рахманинова – ни что иное, как вариации на тему фолии. Вариации Les folies d’Espagne (Couplets de folies) завершают большую сюиту Марена Маре, изданную в 1701 году во Второй тетради пьес для одной и двух виол.

«Туонельский лебедь» – одно из самых знаменитых сочинений Яна Сибелиуса. Вступление к так и не оконченной опере «Постройка ладьи» в переработанном виде вошло в программную сюиту «Лемминкяйнен», которая впервые прозвучала в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 1896 году. Это самая короткая часть сюиты, занимающая всего 102 такта и написанная для камерного оркестра, отличается темным колоритом. К двум частям сюиты, включая «Туонельского лебедя», композитор написал краткие программы, опубликованные в некоторых изданиях партитур на немецком и французском языках: «Туонела, царство смерти, преисподняя финской мифологии, окаймлена широкой бурной рекой. По ее черным водам плавает величавый Туонельский лебедь, увлекая своим пением». Соло английского рожка олицетворяет лебедя Туонелы, поющего песню смерти.

Скрипичная соната ля мажор была написана Моцартом в Мангейме в 1778 году. Вскоре в сопровождении матери он отправится в Париж, где будут изданы шесть сонат для скрипки и клавира, написанных им за то время, что он оставил пост в Зальцбурге. Отцу и сестре он высылает копию сонат с рекомендацией «не плохо». Обе части сонаты ля мажор – бодрые и живые, и как другие мангеймские сонаты, – простодушны и не сложны. Во многих эпизодах сонаты ведущая роль отдана клавиру: за грациозной темой вариаций (вторая часть), в которой скрипка лишь аккомпанирует, следует сольная вариация клавира.

24 марта 1721 года Иоганн Себастьян Бах отправил маркграфу Кристиану Людвигу Бранденбургскому партитуры шести концертов «для различных инструментов». Маркграф, с которым Бах познакомился в 1719 году в Берлине, был страстным меломаном, собравшим партитуры более двухсот концертов разных авторов, и горячим поклонником Антонио Вивальди. Бранденбургские концерты Баха написаны по модели Вивальди (почти все в трех частях и с участием духовых инструментов), но они в высшей степени оригинальны. Среди них нет двух похожих, каждый неповторим, а вместе они составляют настоящую энциклопедию барочной музыки.
Уникальность концерта № 4 для скрипки, двух флейт, струнных и basso continuo в том, что здесь единственный раз применен очень редкий вид флейт – не поперечные, не продольные, а эхо-флейты. Они настолько редки, что даже аутентисты в наше время не так часто берут их на вооружение. Вторая часть концерта основана на эффекте эха, а финал великий полифонист всех времен и народов написал в форме фуги.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход