Роберт Шуман первым из крупных композиторов XIX века обратился к жанру концерта для виолончели. Как и в его фортепианном концерте, виртуозное начало здесь оказывается затушеванным, а лирическое высказывание выходит на первый план. Три части концерта следуют друг за другом без перерыва.
«Песнь Давида» литовского композитора Анатолиюса Шендероваса для виолончели соло и квартета виолончелей написана к 60-летию Давида Герингаса. Творческое сотрудничество музыкантов длится уже более сорока лет. Совпадение имен адресата посвящения и легендарного царя Давида неслучайно: в музыке слышны отзвуки клезмерской традиции.
Немецкий виолончелист Георг Гольтерман, подобно многим другим исполнителям, сочинял музыку для своего инструмента. Ему принадлежат восемь концертов, ноктюрны, песни без слов и другие произведения. Andante religioso – возвышенно-молитвенный монолог виолончели с хоральным сопровождением.
Гармонический язык музыкальной драмы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» для своего времени был очень новаторским: во всей опере почти нет устойчивых созвучий. Атмосфера напряженного томления задается уже во вступлении к опере. Первое созвучие вступления получило (редкий в истории музыки случай!) собственное имя: «Тристанов аккорд».
«Гамлет-баллада» Родиона Щедрина посвящена Мстиславу Ростроповичу. Он же продирижировал премьерой сочинения в Японии. В исполнении участвовало более тысячи виолончелистов. Ученик Ростроповича, Давид Герингас включил «Гамлет-балладу» в свой дирижерский и исполнительский репертуар.
Немецкий композитор Вильгельм Кайзер-Линдеманн сотрудничал с ансамблем виолончелистов Берлинского филармонического оркестра. Для этого ансамбля он создал множество переложений и несколько оригинальных сочинений. В «Бразильских вариациях» бразильский колорит передается через ритмы босса-новы.
Кинофильм «Серенада Солнечной долины» своей известностью обязан не только комедийному сюжету, но и музыке Гленна Миллера, чей оркестр участвовал в съемках. После выхода фильма на экраны имя музыканта стало знаменитым во всем мире, а запись песни «Поезд на Чаттанугу» разошлась тиражом более миллиона экземпляров и принесла Миллеру первый в истории звукозаписи золотой диск.
Фокстрот Винсента Юманса «Чай вдвоем» (Tea for Two) из бродвейского мюзикла «Нет, нет, Нанетт» стал одним из популярнейших джазовых стандартов. Эта музыка сразу же стала известна за пределами США, а Дмитрий Шостакович включил ее в балет «Золотой век». В дальнейшем тему фокстрота использовали в своих композициях Томми Дорси, Телониус Монк, Арт Тэйтум и другие музыканты.
Карл Давыдов – виртуоз, стоявший у истоков петербургской виолончельной школы. Его мастерство высоко ценили Петр Чайковский и Сергей Танеев. Давыдов более десяти лет возглавлял Санкт-Петербургскую консерваторию. Для своего инструмента он сочинил четыре концерта с оркестром и ряд пьес. Необычный состав торжественного «Гимна» включает, помимо ансамбля виолончелей, также два контрабаса и литавры.
Владимир Хавров