Санкт-Петербург, Концертный зал

Алексей Лукирский (скрипка) и Молодежный оркестр Мариинского театра


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Алексей Лукирский (скрипка)
Молодежный оркестр Мариинского театра
Дирижер – Антон Гаккель


В ПРОГРАММЕ:
Иоганнес Брамс
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77

Феликс Мендельсон
Симфония № 4 ля мажор, «Итальянская», соч. 90


Молодежный филармонический оркестр Мариинского театра создан в 1999 году по инициативе Валерия Гергиева в целях воспитания нового поколения артистов театра и совершенствования их исполнительского мастерства. С того времени и по сей день оркестр постоянно пополняется молодыми музыкантами. Коллективом руководили такие мастера, как Джанандреа Нозеда, Альгирдас Паулавичюс и сам Валерий Гергиев, обеспечивая преемственность традиций и включая молодых исполнителей в слаженную систему театрального дела. Оркестром также дирижировали Владимир Фельцман, Франсуа Ксавье-Рот, Казухико Комацу, Дэниэл Смит, молодые дирижеры – ученики Ильи Мусина из России, США, Греции и Китая. Первое самостоятельное выступление коллектива состоялось в 1999 году в рамках фестиваля «Звезды белых ночей», когда при участии оркестра была исполнена опера «Свадьба Фигаро». В том же году прошел первый гастрольный тур Молодежного оркестра по городам Италии. В дальнейшем коллектив выступал в Финляндии, Германии и Японии. Благодаря открытию Концертного зала Мариинского театра и Мариинского-2 у оркестра появилась возможность чаще представлять публике свои собственные программы.


Четвертая «Итальянская» симфония была написана молодым Мендельсоном под впечатлением от его первой поездки в Италию. «Италия явилась предо мной такой ласковой, тихой, радушной, с таким разлитым повсюду мирным довольством и весельем, что этого и описать невозможно. <…> Вся страна какая-то праздничная, и все кажется, что ты какой-то владетельный князь, с триумфом въезжающий в нее», – писал композитор родным. Подобное же настроение присуще музыке симфонии, лучистой и жизнерадостной. Мендельсон как внимательный и восторженный наблюдатель живописует музыкальные впечатления от солнечной итальянской природы и итальянского быта. В первой части симфонии и финале господствует танцевальная стихия. В финале Мендельсон даже ставит обозначение итальянского народного танца Saltarello с его характерным упругим «тарантелльным» трехдольным ритмом. Уютный, по-гайдновски светлый менуэт и задумчивая вторая часть составляют контраст динамичным танцевальным мелодиям первой части и финала. Второй части композитор предпосылает заголовок «Шествие пилигримов» – это один из любимейших романтических образов. Основная тема второй части похожа на церковное песнопение, которое поют паломники, а в это время нижние голоса рисуют их монотонные и мерные шаги.
Егор Ковалевский

Единственный скрипичный концерт Брамса был сочинен летом 1878 года в Пертшахе – небольшом городе на юге Австрии. Его атмосфера благоприятно действовала на Брамса, который предыдущим летом работал здесь над своей Второй симфонией, а теперь возвратился к ее образам и тональности в связи со скрипичным концертом.
Концерт посвящен известному скрипачу венгерского происхождения Йозефу Иоахиму. Именно Иоахим познакомил Брамса с четой Шуманов, которая сыграла большую роль в жизни композитора, и сам на протяжении многих лет оставался его близким другом. В процессе работы над концертом Брамс обращался к Иоахиму по всем вопросам скрипичной техники, но далеко не всегда следовал его советам. Однако, создавая первую часть, он не стал писать для нее каденцию, воспользовавшись каденцией Иоахима.
Концерт Брамса – одно из самых виртуозных произведений в этом жанре. Ганс фон Бюлов, сравнивая концерт Брамса с популярным скрипичным концертом Бруха, утверждал, что концерт Бруха написан «для скрипки», а концерт Брамса – «против скрипки». При этом трудности скрипичной партии скорее связаны с фактурой произведения и сложностью замысла, чем со стремлением показать технические возможности солиста.
Как и Вторая симфония, концерт проникнут типично брамсовской атмосферой светлой торжественности, которую не нарушают вторгающиеся время от времени драматические образы. Проводя слушателя в первой и второй частях через череду лирических настроений, в финале Брамс погружается в стихию венгерского народного танца. И не только потому, что концерт посвящен Иоахиму, но и потому, что само звучание скрипки было для Брамса связано с экспрессией и страстью венгерских напевов.
Екатерина Юсупова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход