ИСПОЛНИТЕЛИ:
Никита Борисоглебский (скрипка)
Валерий Соколов (скрипка)
Александр Акимов (альт)
Андрей Усов (альт)
Нарек Ахназарян (виолончель)
Александр Бузлов (виолончель)
Филипп Копачевский (фортепиано)
В ПРОГРАММЕ:
Антонин Дворжак
Фортепианный квинтет № 2 ля мажор, соч. 81
Петр Чайковский
Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» ре минор, соч. 70
Антонин Дворжак оставил после себя огромное количество камерной музыки – одних только струнных квартетов у него четырнадцать, а фортепианных квинтетов – два, причем оба в ля мажоре. Первый (соч. 5) был написан в 1872 году, второй (соч. 81) – через пятнадцать лет, между августом и октябрем 1887 года, когда Дворжак в полной мере осознал себя признанным мастером и, что еще важнее, мастером национального стиля.
Первая часть квинтета, соч. 81, начинается обманчиво – будто романс для виолончели и фортепиано. Это впечатление очень скоро рассеивается. Несмотря на правильную сонатную форму, часть полна сюрпризов и даже кажется несколько хаотичной. Дворжак старается удивить слушателей, вводя новые темы и новые манеры (например побочная тема – в духе Брамса).
Три другие части, напротив, очень цельные и очень чешские по стилю. Вторая часть – думка с ее характерным славянским лиризмом. Это одна из самых протяженных и тщательно разработанных думок за всю недолгую историю жанра. В третьей части традиционное скерцо Дворжак превратил в фуриант. Либо наоборот: фуриант превратил в скерцо, радикально упростив ритм этого чешского танца. Музыка финала также имеет ярко выраженный национальный характер и предельно далека от мировых проблем.
Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» был написан Чайковским летом 1890 года по возвращении из Италии, где он в упоении работал над «Пиковой дамой».
Название не подразумевает создания «местного колорита». Это воспоминание не столько о самом городе, сколько о времени, которое Чайковский там провел, и о настроении, которое им владело. По крайней мере, одна из музыкальных тем секстета родилась во время пребывания автора во Флоренции.
Задуман секстет был гораздо раньше, еще в 1887 году, когда Чайковский дал обещание посвятить новое сочинение Петербургскому обществу камерной музыки во главе с К. К. Альбрехтом. Композитор решил попробовать силы в новом для себя жанре, находящемся на полпути между камерной и оркестровой музыкой. Хотя он уже находился в расцвете славы, но к новой и сложной задаче подошел как ученик. «Ведь это мой первый опыт выйти из рамок квартета», – скромно написал он Альбрехту. Сперва устроив прослушивание в частной обстановке, Чайковский затем еще два года перерабатывал сочинение, прежде чем дал согласие на его официальную премьеру и публикацию.
Анна Булычёева