Санкт-Петербург, Концертный зал

Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы»

При участии Константина Хабенского

Биография Юрия Башмета


В ПРОГРАММЕ:
Франц Шуберт – Густав Малер
«Девушка и смерть»
(Альбер Камю «Калигула», чтец – Константин Хабенский)

Камиль Сен-Санс
«Карнавал животных» (чтец – Константин Хабенский)


Струнный квартет № 14 ре минор написан Францем Шубертом в марте 1824 года после серьезного обострения болезни. Он получил название «Смерть и девушка», поскольку его вторая часть – вариации на тему смерти из лаконичной песни-диалога Шуберта на слова Матиаса Клаудиуса (февраль 1817-го). На премьере квартета в 1826 году композитор, скорее всего, играл партию альта, как он обычно это делал.
Сочинение входит в группу из трех задуманных Шубертом минорных квартетов. Его отличает парадоксальное сочетание настойчивой, абсолютно классической мотивной разработки и внезапно возникающих романтических эпизодов, в которых время словно останавливается. Первая часть открывается темой судьбы, которая пронизывает Allegro вплоть до самых последних тактов и вновь возвращается в неистовом финале квартета.
Вероятно, симфонический масштаб композиции и необычайная плотность фактуры в 1896 году подсказали Густаву Малеру мысль переложить квартет для струнного оркестра.


«Карнавал животных» Камиля Сен-Санса – «пустячок», со временем обогнавший по популярности все его симфонии и почти все оперы. Сочинен он был в Австрии в феврале 1886 года в дни отдыха после тяжелого концертного турне и предназначался для домашнего концерта в последний день Масленицы (которую во Франции именуют Карнавалом). В ансамбле курьезного состава доминируют два рояля. Только для них предназначены пьесы «Куланы» и «Кенгуру». «Кукушка в глубине леса» – для них же, но в кулисах, тихо кукует скрытый от глаз кларнет. В «Пианистах» фортепианный ансамбль поддержан одобряющими возгласами струнных, в «Птичнике» ожидаемо солирует флейта, в «Аквариуме» участвует такой раритет, как стеклянная гармоника (обычно заменяемая колокольчиками). В Финале смешиваются все участники «Карнавала».
Сюита из 14 пьес написана всего за несколько дней. Скорости способствовало обращение Сен-Санса к чужой музыке. Для пьесы «Курицы и петухи» композитор взял «кудахчущую» тему из «Курицы» Рамо и добавил к ней собственную тему петушиного крика (в целом же «Карнавал животных» имеет прообразом французские сюиты времен Рамо и Куперена, часто такие же экстравагантные). Для пьесы «Черепахи» взята тема стремительного «Инфернального галопа» из «Орфея в аду» Оффенбаха и так замедлена, что буквально «ползет» у всех струнных инструментов. В пьесе «Слон» контрабас исполняет тему воздушного вальса, заимствованную из «Танца сильфов» Берлиоза.
Идея, как передать крики ослов («Персонажи с длинными ушами») явно навеяна «Сном в летнюю ночь» Мендельсона. Своим минимализмом «Персонажи…», пожалуй, предвосхищают миниатюрные пьесы Антона фон Веберна. Пьеса «Ископаемые» открывается темой из «Пляски смерти» самого Сен-Санса, продолжается мелодиями старинных французских песен, и в заключение звучит фрагмент из «Севильского цирюльника» Россини (с которым Сен-Санс был лично знаком, но все же записал его в древние «окаменелости»). «Ископаемые» – единственная пьеса, которую автор сопроводил рисунком, набросав скелет динозавра.
«Прикольный» (иначе не скажешь) коллаж сделал бы честь композитору-постмодернисту, но Сен-Санс судил иначе. Лишь пьесу «Лебедь» для виолончели и двух фортепиано он разрешил напечатать и играть публично, остальные же от широкой публики скрывал, храня репутацию серьезного музыканта.
Анна Булычёва


Ансамбль «Солисты Москвы» создан альтистом и дирижером Юрием Башметом в 1986 году. В 1992-м ансамбль полностью обновился, и в его состав вошли выпускники и аспиранты Московской консерватории. Дебют состоялся 19 мая 1992 года в Большом зале Московской консерватории. Спустя два дня ансамбль впервые выступил за рубежом – в парижском Зале Плейель.
Концерты коллектива проходили в нью-йоркском Карнеги-холле, Концертгебау в Амстердаме, токийском Сантори-холле, Барбикан-холле в Лондоне, Тиволи в Копенгагене, Берлинской филармонии, Сиднейской опере, венском Музикферайн, Академии Санта-Чечилия в Риме, Большом зале Московской консерватории.
Ансамбль участвует в «Променад-концертах» в лондонском Альберт-холле, Фестивале Мстислава Ростроповича в Эвиане, концертах, проходящих под эгидой Sony-Classical в Театре Елисейских полей, фестивалях «Музыкальные недели в Туре»,«Эльба – музыкальный остров Европы», «Декабрьские вечера», «Посвящение Олегу Кагану», Prestige de la Musik в Зале Плейель, Фестивале камерных оркестров мира в Омске, фестивалях в Равенне, Монтрё, Бате, Сиднее, Габале и Москве.
В 2008–2014 годах ансамбль принимал участие в «Зимнем фестивале в Сочи», художественным руководителем которого является Юрий Башмет. «Солисты Москвы» участвуют в Московском международном конкурсе альтистов Башмета и в его фестивалях в Ярославле, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Минске, на Сейшельских островах. В январе 2013 года ансамбль выступил на фестивале, посвященном 60-летию маэстро.
Концерты ансамбля неоднократно транслировались и записывались ведущими радиостанциями мира: Би-би-си, Баварским радио, Радио Франции, NHK. С коллективом выступали Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Максим Венгеров, Вадим Репин, Сара Чанг, Шломо Минц, Барбара Хендрикс, Дж. Гэлуэй, Линн Харрелл, Марио Брунелло, Томас Квастхофф, Анна Нетребко, Ольга Бородина, Джесси Норман, Ефим Бронфман.
В репертуаре «Солистов Москвы» – свыше 350 шедевров мировой классики и редко звучащих произведений, от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова, а также музыка Канчели, Губайдулиной и других современных композиторов.
В 2008 году ансамбль «Солисты Москвы» получил премию«Грэмми» за запись музыки Стравинского и Прокофьева. В 1994-м, 2006-м и 2009 году коллектив становился номинантом «Грэмми».
В 2007 году, в честь своего 15-летия, ансамбль совершил тур по России, во время которого дал 42 концерта в 39 городах. В Уфе музыканты сыграли свой 1000-й концерт, а концерт в Североморске состоялся на противолодочном крейсере «Петр Великий». Еще более масштабный тур коллектив провел в честь своего 20-летия – в расписании поездки было более 80 концертов в 30 странах.
Осенью 2009 года «Солисты Москвы» совершили турне по городам России, во время которого играли на уникальных инструментах Антонио Страдивари из Российской государственной коллекции ценных музыкальных инструментов. В сезоне 2013–2014 годов музыканты ансамбля совершили подобный тур по столицам Европы.
В 2014 году коллектив принял участие в культурной программе Зимних Олимпийских игр в Сочи.


Генеральный партнер ансамбля

Спонсор ансамбля

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход