Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Ильи Грингольца (скрипка)


Биография Ильи Грингольца


Партия фортепиано – Петр Лаул

В ПРОГРАММЕ:
Никколо Паганини
Каприс № 1 ми мажор, соч. 1

Сальваторе Шаррино
Каприччио № 1

Никколо Паганини
Каприс № 12 ля-бемоль мажор, соч. 1

Сальваторе Шаррино
Каприччио № 5

Никколо Паганини
Каприс № 6 соль минор, соч. 1

Сальваторе Шаррино
Каприччио № 2

Никколо Паганини
Каприс № 24 ля минор, соч. 1

Сальваторе Шаррино
Каприччио № 6

Антон Веберн
Четыре пьесы, соч. 7

Рихард Штраус
Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор, соч. 18


24 каприса для скрипки соло (1802–1817) – цикл, с которого началась композиторская биография Никколо Паганини. Ко времени сочинения каприсов Паганини лишь начинал свою карьеру и еще не успел стать скрипачом-виртуозом, известным всей Европе. Каприсы изначально не предназначались для публичного исполнения – они были посвящены «всем музыкантам» и задуманы как своеобразная «школа игры», однако впоследствии стали популярны и как концертные произведения.
Паганини раскрыл неведомые прежде возможности инструмента. Однако не только в технической сверхсложности заключается ценность этих пьес – по существу этюдов на определенный вид скрипичной техники. Паганини положил начало такому пониманию жанра, которое впоследствии проявится в фортепианных этюдах Шопена и Листа, где техническая задача является лишь средством создания художественного образа.
Овеянная мифами фигура легендарного виртуоза и композитора стала культовой для музыкального романтизма.

Каприсы Паганини послужили отправной точкой для другого скрипичного виртуозного произведения, написанного на 150 лет позже, – 6 каприччио для скрипки соло Сальваторе Шаррино (1976). Сальваторе Шаррино, здравствующий и поныне итальянский композитор-авангардист, также исходит из идеи этюда, тренирующего определенный технический прием. «Этюдность» становится для Шаррино поводом для исследования звуковых возможностей скрипки – от изысканной звукописи в верхнем регистре до режущих ухо скрипов и стонов. За всеми звуковыми новшествами, впрочем, угадывается симметричный классический каркас формы. Каприччио Шаррино – попытка нового осмысления жанра концертного этюда и, быть может, насмешка над ним.

4 пьесы для скрипки с фортепиано Антона Веберна, op. 7 (1910), были написаны в «атональный» период творчества композитора: время, когда он отказался от музыки тональной, но еще не подчинил свои произведения строгой логике додекафонии. Пьесы Веберна отнюдь не аэмоциональны: музыка их, напротив, напряженна и экспрессивна. Она сохраняет преемственную связь с романтизмом, но очищена от той чрезмерной чувствительности, которая так раздражала слух в начале ХХ века. Каждая из четырех миниатюрных пьес звучит как «отрывок», «набросок», схваченное мимолетное ощущение.

Камерно-инструментальные произведения занимают скромное место в творческом наследии Рихарда Штрауса. Большинство из них были написаны в ранний период творчества, предшествующий созданию симфонических поэм и опер. Соната для скрипки и фортепиано (1887), единственная в творчестве Штрауса, состоит из трех частей: вторая часть – в духе импровизации, крайние части написаны в сонатной форме.
Анастасия Спиридонова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход