ИСПОЛНИТЕЛИ:
Рассказчик – Дмитрий Колеушко
Рассказчица – Наталия Якимова
Коллатин – Илья Банник
Юний – Максим Булатов
Тарквиний – Виктор Коротич
Лукреция – Наталья Евстафьева
Бьянка – Варвара Соловьёва
Луция – Марина Алешонкова
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Элис Фарнем
Ответственный концертмейстер – Леонид Золотарев
«Поругание Лукреции» – первая камерная опера Бенджамина Бриттена и, наряду с операми «Питер Граймс», «Поворот винта» и «Сон в летнюю ночь», самая исполняемая. Премьера состоялась в Глайндборне 12 июля 1946 года под управлением Эрнеста Ансерме. Партии рассказчиков были написаны для выдающихся певцов – Питера Пирса и Джоан Кросс, а роль Лукреции стала сценическим дебютом Кетлин Ферриер. На сцене Мариинского театра оперу впервые исполнили (в концерте) в ноябре 2013-го, в год столетнего юбилея композитора.
В основе либретто – одноименная пьеса французского драматурга Андре Обе, к которой либреттист Рональд Дункан добавил свидетельства Тита Ливия и Овидия, а также строки из поэмы Шекспира «Лукреция». Недовольство репрессивной политикой последнего римского царя Тарквиния Гордого зреет с каждым днем. Вспыльчивый и безудержный, он легко поддается внушению, чем умело пользуется коварный полководец Юний. Тот намекает Тарквинию о благосклонности замужней патрицианки Лукреции – образце благочестия и верности. Наивный тиран мчится в дом Лукреции, где силой овладевает ею. Самоубийство Лукреции и пламенная речь Юния над телом поруганной становятся последней каплей, которая и поднимает народ на восстание.
Бриттена и Дункана политический переворот не занимает. Предметом их рефлексии становятся не судьбы народа, подвиги легендарных героев, а жизнь частная, интимная, страсти человека и его страдания. О склонности к насилию и тиранству, которая живет в каждом из нас, предупреждает христианский пролог и финал оперы. Неслучайно в опере есть рассказчики, комментирующие происходящее, подобно евангелисту в баховских пассионах.
Отношение камерной оперы к большой сам Бриттен определял как отношение квартета к оркестру. В этой опере нет привычной увертюры. Музыкальная драма, масштабами вполне сравнимая с большой оперой (два акта длятся почти два часа), исполняется силами восьми солистов и дистиллированного оркестра. В ковчег Бриттена не помещается античный хор – лишь корифеи, олицетворяющие мужской и женский хоры (тенор и сопрано), в оркестре же остается даже не по паре – только по одному инструменту из каждой группы. Вокальным партиям свойственна напряженная декламационность, экспрессионистская размашистая мелодика, послушно следующая за словом. Сдержанные, светлые нити кантилены появляются преимущественно в женских партиях в ситуациях спокойствия (сцена прядения, сон Лукреции, утро). Оркестр Бриттена разнолик: от аскетизма и уступчивости страстной вокальной речитации героев, чистой иллюстративности (скачка Тарквиния, колыбельная) до предельно обостренного, интенсивного высказывания, прорывающегося словно из глубин подсознания.
Лейла Аббасова
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)