Санкт-Петербург, Концертный зал

Поругание Лукреции

камерная опера в 2-х действиях
(концертное исполнение)

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Рассказчик – Дмитрий Колеушко
Рассказчица – Наталия Якимова
Коллатин – Илья Банник
Юний – Максим Булатов
Тарквиний – Виктор Коротич
Лукреция – Наталья Евстафьева
Бьянка – Варвара Соловьёва
Луция – Марина Алешонкова

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Элис Фарнем
Ответственный концертмейстер – Леонид Золотарев


«Поругание Лукреции» – первая камерная опера Бенджамина Бриттена и, наряду с операми «Питер Граймс», «Поворот винта» и «Сон в летнюю ночь», самая исполняемая. Премьера состоялась в Глайндборне 12 июля 1946 года под управлением Эрнеста Ансерме. Партии рассказчиков были написаны для выдающихся певцов – Питера Пирса и Джоан Кросс, а роль Лукреции стала сценическим дебютом Кетлин Ферриер. На сцене Мариинского театра оперу впервые исполнили (в концерте) в ноябре 2013-го, в год столетнего юбилея композитора.
В основе либретто – одноименная пьеса французского драматурга Андре Обе, к которой либреттист Рональд Дункан добавил свидетельства Тита Ливия и Овидия, а также строки из поэмы Шекспира «Лукреция». Недовольство репрессивной политикой последнего римского царя Тарквиния Гордого зреет с каждым днем. Вспыльчивый и безудержный, он легко поддается внушению, чем умело пользуется коварный полководец Юний. Тот намекает Тарквинию о благосклонности замужней патрицианки Лукреции – образце благочестия и верности. Наивный тиран мчится в дом Лукреции, где силой овладевает ею. Самоубийство Лукреции и пламенная речь Юния над телом поруганной становятся последней каплей, которая и поднимает народ на восстание.
Бриттена и Дункана политический переворот не занимает. Предметом их рефлексии становятся не судьбы народа, подвиги легендарных героев, а жизнь частная, интимная, страсти человека и его страдания. О склонности к насилию и тиранству, которая живет в каждом из нас, предупреждает христианский пролог и финал оперы. Неслучайно в опере есть рассказчики, комментирующие происходящее, подобно евангелисту в баховских пассионах.
Отношение камерной оперы к большой сам Бриттен определял как отношение квартета к оркестру. В этой опере нет привычной увертюры. Музыкальная драма, масштабами вполне сравнимая с большой оперой (два акта длятся почти два часа), исполняется силами восьми солистов и дистиллированного оркестра. В ковчег Бриттена не помещается античный хор – лишь корифеи, олицетворяющие мужской и женский хоры (тенор и сопрано), в оркестре же остается даже не по паре – только по одному инструменту из каждой группы. Вокальным партиям свойственна напряженная декламационность, экспрессионистская размашистая мелодика, послушно следующая за словом. Сдержанные, светлые нити кантилены появляются преимущественно в женских партиях в ситуациях спокойствия (сцена прядения, сон Лукреции, утро). Оркестр Бриттена разнолик: от аскетизма и уступчивости страстной вокальной речитации героев, чистой иллюстративности (скачка Тарквиния, колыбельная) до предельно обостренного, интенсивного высказывания, прорывающегося словно из глубин подсознания.
Лейла Аббасова

Возрастная категория 16+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации