Санкт-Петербург, Концертный зал

Рахманинов. Франк. Шостакович


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Александр Князев (виолончель)
Николай Луганский (фортепиано)


В ПРОГРАММЕ:
Сергей Рахманинов
Соната для фортепиано и виолончели соль минор, соч.19

Сезар Франк
Соната для виолончели и фортепиано ля мажор, FWV 8

Дмитрий Шостакович
Соната для виолончели и фортепиано ре минор, соч.40


Камерно-ансамблевый жанр в наследии Сергея Рахманинова представлен лишь несколькими сочинениями, из которых в репертуаре закрепились два фортепианных трио, относящихся к раннему периоду творчества композитора, и Соната для фортепиано и виолончели.
Время создания сонаты приходится на период подъема в творчестве Рахманинова после завершившегося кризиса. В хронологии сочинений Рахманинова она соседствует со Вторым фортепианным концертом. Между двумя сочинениями, первые исполнения которых разделяет всего месяц, легко угадывается общность интонаций; с концертом сонату роднит и отношение композитора к партии фортепиано, по-концертному развернутой и виртуозной, порой выходящей на первый план. Не случайно в автографе и прижизненных изданиях последовательность инструментов указана именно как «для фортепиано и виолончели», а не в привычном обратном порядке.
В сонате четыре части: напряженное и динамичное Allegro moderato с медленным вступлением; тревожное скерцо-тарантелла; Andante, которое пианист Константин Игумнов считал одной из вершин рахманиновской лирики; наконец – светлый и праздничный финал, тихое завершение которого сменяется ликующей кодой с возвращением основной темы первой части в мажоре.
Соната посвящена первому ее исполнителю – выдающемуся виолончелисту Анатолию Брандукову, другу Петра Ильича Чайковского (последний посвятил ему Pezzo capriccioso).

Сезар Франк, бельгиец немецких кровей, сформировавшийся как личность в Париже, стал крупной фигурой музыкальной культуры Франции второй половины XIX века. Франк открыл жанры инструментальной музыки, остававшиеся до той поры во Франции, где господствовала опера, на периферии внимания композиторов. Скрипичная соната входит в триаду камерных ансамблей, созданных композитором в последнее десятилетие жизни наряду с фортепианным квинтетом и струнным квартетом. Все три произведения признаны выдающимися образцами французской камерной музыки.
Рукопись сонаты Франк преподнес как свадебный подарок первому ее исполнителю, знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Соната Франка стала не только одним из любимых произведений Изаи, игравшего ее до конца своей исполнительской карьеры, но впоследствии и частью репертуара многих известных скрипачей.
Четырехчастная форма цикла, начинающегося с умеренно медленной части, напоминает о структуре баховских сонат. Обращение к речитативу (в третьей части) и полифоническим формам (главная тема финала представляет собой канон) также заставляет вспомнить о принципах барокко, но, конечно, эта соната принадлежит к позднеромантическому стилю, не в последнюю очередь за счет богатой хроматизированной гармонии. Первая же музыкальная мысль сонаты – красочный мажорный нонаккорд, звучанием которого Франк словно любуется, не спеша разрешать его в устойчивое созвучие – протягивает нить к будущим поискам в гармонии Дебюсси.
В сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма», при котором цикл связан одним мотивом, который появляется во всех частях. Этот же принцип Франк применял и в своей симфонической музыке. Здесь таким элементом служит интонация восходящей терции, возникающая в самом начале первой части у фортепиано, а затем у скрипки.
Партия скрипки, одноголосная на всем протяжении сонаты, была впоследствии переложена для различных инструментов, в том числе для флейты. Переложение для виолончели, выполненное французским виолончелистом Жюлем Дельсаром, было одобрено самим Франком. Органичное звучание сонаты на виолончели позволяет воспринимать эту версию как равноценную оригиналу.

Сочинения Дмитрия Шостаковича занимают значительное место в репертуаре виолончелистов: композитором созданы два концерта с оркестром, впервые сыгранные Мстиславом Ростроповичем, экспрессивные монологи в Четырнадцатой и в Пятнадцатой симфониях, значительные партии в камерных ансамблях. Первым опытом обращения Шостаковича к этому инструменту стала соната для виолончели и фортепиано, посвященная талантливому виолончелисту Виктору Кубацкому, ученику Анатолия Брандукова.
В связи с Виолончельной сонатой сам Шостакович говорил о поисках чистоты языка и простоты выражения. В ней действительно видна тенденция к отказу от футуристических черт более ранних работ. Шостакович обращается к классическим формам (вплоть до повторения экспозиции I части – обычной черты сонатной формы венских классиков); в интонационном строе сонаты сильно диатоническое начало. Неожиданно резким контрастом в первой части звучит кода – продолжительное Largo на материале главной партии. Во второй части, скерцо, ярко проявляется типический для Шостаковича гротескный юмор (характерна остроумная игра флажолетами), третья наполнена медитативной экспрессией. Финал – ироническое рондо в характере «вечного движения», требующее виртуозного мастерства от обоих музыкантов.
© Мариинский театр, 2015/Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход