Санкт-Петербург, Концертный зал

Мендельсон. Моцарт. Бетховен


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Михаил Почекин (скрипка)
Иван Почекин (альт)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Кристиан Кнапп


В ПРОГРАММЕ:
Феликс Мендельсон
Симфоническая увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера» си минор, соч. 26

Вольфганг Амадей Моцарт
Концертная симфония ми-бемоль мажор для скрипки и альта с оркестром, KV 364

Людвиг ван Бетховен
Симфония № 5 до минор, соч. 67


Увертюра «Гебриды» («Фингалова пещера») стала одним из первых плодов большого путешествия Феликса Мендельсона по Шотландии, предпринятого летом 1829 года. Посетив Вальтера Скотта, композитор направился на западное побережье и 8 августа побывал на островах Айона и Стаффа. На этом последнем находится «Фингалова пещера», названная в честь отца легендарного кельтского барда Оссиана.
Мендельсон некоторое время колебался, выбирая название для нового произведения. Одно несомненно: оно бы не появилось без впечатлений от Гебридских островов и от Атлантики. Во всей увертюре едва наберется 30 тактов, в которых бег волн стихает. Все темы увертюры рождаются из текучих фигураций, рисующих морской прибой, и они пребывают в постоянном движении, меняют облик. Каким-то загадочным образом этот стихийный процесс в руках Мендельсона выливается в правильную сонатную форму.

Как ни тяготила Моцарта служба в Зальцбурге, его пребывание в родном городе всякий раз оказывалось более чем плодотворным. В 1779 году в Зальцбурге была написана Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Образцом для нее стали аналогичные произведения для нескольких сольных инструментов, в изобилии создававшиеся композиторами из Мангейма (тамошний знаменитый оркестр называли «армией генералов», ибо в роли солиста мог выступить практически любой музыкант). Первые такты партитуры Моцарта совпадают с началом одной из симфоний мангеймца Яна Стамица.
Альт был в то время «золушкой», однако Моцарт любил играть на этом инструменте и подарил альтистам виртуозное и вместе с тем глубокое произведение. Чтобы альт звучал ярче, Моцарт предписал для исполнения Концертной симфонии перестраивать струны. В оркестре же вопреки традиции вместо одной группы альтов присутствуют две.
Между солирующими скрипкой и альтом царит абсолютное равенство. Поскольку солистов двое, импровизировать каденции, как это тогда было принято, невозможно. Концертная симфония – одно из немногих произведений Моцарта, в котором все каденции сочинены самим композитором.

Первое исполнение Пятой симфонии состоялось 22 декабря 1808 года; партитура посвящена меценатам Бетховена князю Лобковицу и графу Разумовскому. В масштабах симфонии есть нечто от гигантомании революционных празднеств. Состав симфонического оркестра расширен по образцу театральных оркестров Парижа (несмотря на политические разногласия, современная французская музыка была в те годы очень популярна в Вене).
В Пятой симфонии Бетховен совершает собственную революцию: связывает различные ее части проведением одного мотива (известного как «мотив судьбы») и предписывает исполнять третью и четвертую части без перерыва. Сегодня все это кажется само собой разумеющимся, но в те времена симфонии в больших концертах служили чем-то вроде корочки для пирога: сначала в качестве увертюры игрались первые три части симфонии, затем шли разнообразные номера солистов (всяческие арии и концертные пьесы – вкусная «начинка»), а завершался вечер финалом симфонии. Не говоря о том, что тогда было принято аплодировать после каждой части. Бетховен, напротив, желал, чтобы его симфонии воспринимали как единое целое и не разрывали ненужными аплодисментами и вставными номерами. В борьбе со старыми обычаями он прибег к самым радикальным средствам. Через борьбу – к победе!
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход