Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Бориса Петрушанского (фортепиано)


On-line трансляция
Международный фестиваль «Лики современного пианизма»

Биография Бориса Петрушанского
Интервью с Борисом Петрушанским


В ПРОГРАММЕ:
Фредерик Шопен
24 прелюдии, соч. 28

Александр Скрябин
24 прелюдии, соч. 11


24 прелюдии Фредерика Шопена, соч. 28, были написаны в 1838–1839 годах, в одно время с такими монументальными сочинениями, как Вторая соната, баллады, скерцо, этюды. Композитор завершал цикл прелюдий на острове Майорка, куда брал с собой с детства хорошо знакомые ему два тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. Грандиозный баховский замысел – сочинить цикл прелюдий и фуг во всех существующих мажорных и минорных тональностях – отозвался у Шопена своей полной противоположностью. Среди его произведений прелюдии – самые миниатюрные, ля-мажорная прелюдия (№ 7) длится всего 16 тактов. И если Бах расположил прелюдии и фуги по хроматической гамме, то у Шопена прелюдии идут по квинтовому кругу, чтобы максимально подчеркнуть родство соседних тональностей. Это значит, что 24 прелюдии предпочтительнее исполнять не по отдельности, а целиком.
Цикл из 24 прелюдий – маленькая энциклопедия стиля Шопена. Здесь есть прекрасные образцы кантилены (например прелюдии № 4 ми минор, № 6 си минор, № 15 ре-бемоль мажор), есть пьеса, близкая «Песням без слов» Мендельсона, хорал и даже похоронный марш. А почти половина – блестящие виртуозные пьесы, в которых сложнейшие фортепианные фигурации не нарушают присущих миниатюрам легкости и изящества.

Александр Скрябин начал работать над прелюдиями соч. 11 в 1888 году – в год своего поступления в Московскую консерваторию. Цикл из 24 прелюдий он завершил благодаря знакомству с меценатом и издателем Митрофаном Петровичем Беляевым. Многие прелюдии возникли во время путешествий по Западной Европе, устроенных Беляевым, а в 1897 году пьесы были изданы на самом высоком полиграфическом уровне. Образцом для Скрябина стали 24 прелюдии Шопена. Подобно Шопену, он располагает пьесы не по хроматической гамме (как Бах в «Хорошо темперированном клавире»), а по квинтовому кругу. В первых четыре прелюдиях Скрябин даже следует заданному Шопеном чередованию быстрых и медленных темпов, но затем от него отказывается. Некоторые прелюдии – словно «реплики» шопеновских в тех же тональностях, другие же решены абсолютно иначе. В отличие от Шопена, Скрябин не разворачивает отдельные пьесы в небольшие поэмы и остается в рамках миниатюры.
В 1910 году Скрябин записал прелюдию № 13, продемонстрировав полную свободу в обращении с ритмом и добавив в конце «лишнюю» басовую ноту.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход