Санкт-Петербург, Концертный зал

Фортепианные квартеты Моцарта


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Алексей Гориболь (фортепиано)
Александр Тростянский (скрипка)
Илья Гофман (альт)
Рустам Комачков (виолончель)


В ПРОГРАММЕ:
Соната соль мажор для скрипки и фортепиано, KV 301
Фортепианный квартет № 1 соль минор, KV 478
Соната ми минор для скрипки и фортепиано (переложение для виолончели и фортепиано), KV 304
Фортепианный квартет № 2 ми-бемоль мажор, KV 493


Фортепианные квартеты Вольфганга Амадея Моцарта не опираются на какую-либо традицию: Моцарт был среди первооткрывателей жанра. Судя по тому, что оба произведения – в трех частях, Моцарт представлял себе фортепианный квартет не как струнный квартет с заменой одного инструмента, а скорее как разновидность сонаты, обогащенную дополнительными голосами.
Квартет К. 478 соль минор был закончен в Вене 16 октября 1785 года. Первая часть выделяется преобладанием минора, который с новой силой утверждается в репризе и в мощной коде. Очаровательная вторая часть, напротив, ничем не омрачена. В финальном рондо звучат песенные темы, напоминающие о написанной позднее «Волшебной флейте», но изредка возникают и отзвуки бурной первой части.
Квартет К. 493 ми-бемоль мажор (завершен 3 июня 1786 года) – совершенно иной по замыслу. Торжественная главная тема, возможно, вспоминалась Гайдну, когда он почти десять лет спустя работал над своей последней фортепианной сонатой. Впрочем, эта грандиозная тема играет в первой части небольшую роль: и в разработке, и в коде главенство захватывает побочная тема. Вторая часть отличается изысканной гармонией и прихотливыми орнаментальными фигурами фортепиано. Финал открывается обманчиво простой темой, взятой Моцартом из его парижского балета «Безделушки». Однако дальнейшее его развитие столь интенсивно, что пьеса вырастает в подобие финала концерта для фортепиано с оркестром.
Сложность фортепианных квартетов Моцарта обескуражила критиков. Анонимный очевидец сообщал в 1788 году на страницах Journal des Luxus und der Moden: «Иное произведение утверждает себя и при посредственном исполнении; сие же моцартовское творение, ежели оно попадет в посредственные дилетантские руки и будет исполнено небрежно, действительно вряд ли можно будет выслушать. В прошлую зиму так случалось несчетное число раз… Какая-то барышня или самоуверенная девица из мещанок, или какой-нибудь выскочка-дилетант ретиво принимались в шумном обществе за сей Quadro, претендуя на то, чтобы он понравился. Я вряд ли смогу описать вам, с каким упрямством почти повсюду старались добиться этого».
Итак, оба квартета остались в репертуаре узкого круга настоящих мастеров и ценителей, а издатель Франц Антон Хофмайстер констатировал прекращение спроса на отпечатанные ноты. Видимо, поэтому Моцарт ограничился всего двумя произведениями в этом экспериментальном для того времени жанре.
Скрипичные сонаты К. 301 соль мажор и К. 304 ми минор вошли в сборник из шести сонат, выпущенный в 1778 году в Париже с посвящением курфюрстине Пфальца и Баварии Элизабете Августе. Сочинялись они в феврале 1778-го в Мангейме и в начале лета в Париже без всякого заказа с чьей-либо стороны. Напротив, ради этих сонат Моцарт отложил срочную и очень нужную в финансовом отношении работу над флейтовыми квартетами и концертами. В письме к отцу он оправдывался: «Как Вы знаете, я тупею, если мне приходится все время писать для некоего инструмента (который я терпеть не могу); следовательно, время от времени я для перемены сочинял что-нибудь иное – клавирные дуэты со скрипкой».
Обе сонаты двухчастны, на манер сонатин. Обе они, с их широкими, певучими темами и мечтательным лиризмом, принадлежат к наиболее романтическим произведениям Моцарта. Особенно часто исполняется соната ми минор, драматичная и страстная первая часть которой – в духе направления «Буря и натиск». Ни одну из скрипичных сонат Моцарта не перекладывали так часто для других инструментов, от флейты до саксофона, и, вероятно, новые обработки еще будут появляться.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации