Санкт-Петербург, Концертный зал

Тихон Хренников. «В бурю»

опера в 4-х действиях (концертное исполнение)

«Рожденные в СССР»

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Наталья – Наталья Павлова
Ленька – Артем Мелихов
Аксинья – Анна Кикнадзе
Фрол Баев – Юрий Евчук
Листрат – Ярослав Петряник
Сторожев – Андрей Серов
Афонька – Динар Джусоев
Андрей – Николай Емцов
Косова – Елизавета Захарова
Карась – Дмитрий Колеушко
Антонов – Виталий Дудкин

Ансамбль Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Хормейстер – Павел Теплов
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Павел Петренко


Песни Тихона Хренникова (1913–2007), едва сойдя с экрана, становились частью нашего музыкального быта. Достаточно напомнить об успехе довоенного кинофильма «Свинарка и пастух» или послевоенной ленты «Верные друзья». Популярны и театральные опусы композитора – музыка к комедии Шекспира «Много шума из ничего», балеты «Гусарская баллада», «Любовью за любовь», оперетты «Белая ночь», «Сто чертей и одна девушка», оперы «Фрол Скобеев», «Золотой теленок», «Голый король».
Оперу «В бурю» Хренников начал сочинять в 1936 году по заказу Театра им. В.И. Немировича-Данченко. Либретто оперы, основанное на романе Николая Вирты «Одиночество», описывает один из эпизодов гражданской войны – события в деревне на Тамбовщине во время антоновского мятежа. Разумеется, эти события трактованы в духе тогдашней советской идеологии. Столь же важно, что опера Хренникова, наряду с «Тихим Доном» Ивана Дзержинского, выдвигалась официальной эстетикой как образец «социалистического реализма» в музыкальном театре. Их так называемые «песенные» оперы призваны были по указке властей противостоять «формалистическим извращениям» в музыке Шостаковича и Прокофьева.
Если отвлечься от очевидных идеологических издержек в трактовке недавней истории и от борьбы эстетических предпочтений, – перед нами произведение, не лишенное таланта в обрисовке характеров, отмеченное мелодическим богатством.
Хоровые эпизоды (лирическая песня девушек «Я надену платье бело», походная песня партизан «Строй ряды, смыкай отряды») чередуются с сольными и ансамблевыми  – жанровой арией Листрата «Гармонь играет…», любовным дуэтом Наташи и Лёньки. Проникнутое материнской любовью и нежностью ариозо Аксиньи «Разлетелись соколы» уступает место печальному терцету-вокализу Аксиньи, Лёньки и Листрата…
В центральной, третьей, картине оперы значительное место занимают массовые хоровые сцены. Четвертая картина, напротив, выдержана в лирическом ключе: друг друга сменяют женский хор без слов (за сценой), горестная ария Наташи «Одна, одна, и день и ночь одна…», сцена Наташи и Лёньки, который поет безыскусную колыбельную любимой. В пятой картине запоминается энергичная маршеобразная песня Листрата, в шестой картине – протяжный крестьянский хор «Пахать бы теперь», монолог Сторожева «Идут с севера люди», задорная песня Лёньки «Из-за леса светится», заключительный торжественный хор «Запомним все…».
Премьера оперы состоялась 31 мая 1939 года в Москве. Во второй редакции опера была представлена в Москве 12 октября 1952 года.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход