Санкт-Петербург, Концертный зал

Сибелиус. Чайковский


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Иван Сендецкий (виолончель)

Молодежный оркестр Мариинского театра
Дирижер – Давид Герингас


В ПРОГРАММЕ:
Ян Сибелиус
Симфония № 2 ре мажор, соч. 43

Петр Чайковский
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, соч. 33

Петр Чайковский
Симфония № 7 (Симфония ми-бемоль мажор), редакция Семена Богатырёва


Молодежный филармонический оркестр Мариинского театра создан в 1999 году по инициативе Валерия Гергиева в целях воспитания нового поколения артистов театра и совершенствования их исполнительского мастерства. С того времени и по сей день оркестр постоянно пополняется молодыми музыкантами.
С тех пор коллективом руководили такие мастера, как Джанандреа Нозеда, Альгирдас Паулавичюс и сам Валерий Гергиев, обеспечивая преемственность традиций и включая молодых исполнителей в слаженную систему театрального дела. Оркестром также дирижировали Владимир Фельцман, Франсуа Ксавье-Рот, Казухико Коматсу, Дэниэл Смит, молодые дирижеры – ученики Ильи Мусина из России, США, Греции и Китая. Первое самостоятельное выступление оркестра состоялось в 1999 году в рамках фестиваля «Звезды белых ночей», когда при участии оркестра была исполнена опера «Свадьба Фигаро». В том же году прошел первый гастрольный тур Молодежного оркестра по городам Италии. В дальнейшем коллектив выступал в Финляндии, Германии и Японии.
В сезоне 2013–2014, в связи с открытием Мариинского-2 и необходимостью обеспечивать концертную деятельность трех площадок у оркестра появилась возможность чаще представлять публике свои собственные программы.


Творчество Яна Сибелиуса вдохновлено суровой поэзией северной природы, финским национальным эпосом «Калевала», традициями и всем укладом жизни финского народа. «Я больше всего люблю природу, люблю таинственные звуки полей и лесов, вод и гор», – писал композитор.
Вторая симфония сочинялась Сибелиусом на гребне успеха, сопутствовавшего Первой. Эта симфония продолжила и по-новому раскрыла эпическую линию в творчестве композитора. Премьера симфонии с большим успехом прошла в Хельсинки 3 марта 1902 года под управлением автора. Симфония быстро завоевала популярность не только в Финляндии, но и за рубежом.
«Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое», – так Сибелиус описал процесс создания симфонии. Нельзя лучше сказать о строении первой части, экспозиция которой представляет череду таких «камушков», подчас даже осколков тем. В разработке композитор составляет из них технически изощренный и вместе с тем абсолютно естественный рисунок-узор. Светлый пасторальный характер музыки здесь заметно драматизируется, но реприза возвращает к первоначальному настроению.
В нарушение традиций драматургическим центром симфонии становится медленная вторая часть – широко развитая симфоническая баллада. Согласно сохранившимся авторским примечаниям она воплощает трагическое противостояние-диалог между Дон Жуаном и Каменным гостем, между Жизнью и Смертью.
Третья часть – вихревое скерцо – дважды прерывается лирическим интермеццо гобоя, явно фольклорного происхождения и напоминающим мелодические образы первой части. Финал открывается патетической главной темой (струнному «хору» аккомпанируют тромбоны и фанфары труб). Это одно из вдохновеннейших мелодических откровений Сибелиуса. Вторая тема финала контрастна главной и проникнута глубокой скорбью (духовые выпевают ее на фоне затаенного гаммообразного движения струнных).
В репризе эта тема просветляется (сумрачный ре минор уступает место блестящему ре мажору) и вместе с торжествующей главной темой венчает симфонию величественным апофеозом.
Иосиф Райскин

Изысканный виолончельный тембр, выразительный и в то же время благородный, пользовался огромной любовью у русских композиторов XIX века. Музыкальные вечера, регулярно устраиваемые в дворянских усадьбах, редко без него обходились: виолончель не только участвовала в исполнении инструментальных пьес различного состава – ее богатый и красивый голос часто солировал в вокальных сочинениях, выступая в дуэте с певцом. «Вариации на тему рококо» Петра Чайковского (1876) – замечательный образец объединения в одном произведении двух манер: концертно-виртуозной и камерно-бытовой. Вопреки определенным аллюзиям на музыку XVIII столетия – и прежде всего на стиль Моцарта, благоговейно чтимого русским мастером, – тема «Вариаций» абсолютно оригинальна. Развиваясь на протяжении произведения, она словно проходит вековой путь музыкальной истории, перекидывая мост из моцартовской эпохи во время, когда жил и творил Чайковский. «Великолепно! Вот, наконец, настоящая музыка!» – воскликнул Лист после прослушивания нового опуса русского композитора на музыкальном фестивале в Висбадене.
Надежда Кулыгина

К моменту начала работы над Симфонией ми-бемоль мажор в 1891 году Петр Ильич Чайковский был автором пяти «номерных» симфоний (последняя из них Пятая симфония ми минор датируется 1888 годом). До этого композитор написал программную симфонию «Манфред», которой не пожелал присвоить порядковый номер. Композитор задумал новую программную симфонию в 1891 году, а в мае 1892 года объявил о работе над симфонией, которую собирался закончить к декабрю.
Не удовлетворившись эскизами симфонии, Чайковский значительную часть ее материала перенес в Третий фортепианный концерт. Увы, и концерт, и симфония остались незавершенными. А перед своим трагическим уходом Чайковский продирижировал премьерой Шестой «Патетической» симфонии си минор (1893).
В 1951–1955 годах композитор и музыковед Семен Богатырёв предпринял попытку воссоздать Симфонию ми-бемоль мажор на основе сохранившихся эскизов и записей Чайковского. В 1957 году состоялась премьера восстановленной таким образом партитуры, которую Богатырёв назвал Седьмой симфонией Чайковского. От Симфонии ми-бемоль мажор в ней осталась только половина первой части (Allegro brillante), оркестрованная самим Чайковским (материал этот был использован Чайковским в Третьем фортепианном концерте). Остальные части симфонического цикла «домыслены» Богатыревым. Так, для второй части (Andante) он взял за основу завершенное С.И. Танеевым Andante из «Andante и финала для фортепиано с оркестром» соч. 79 Чайковского.
Руководствуясь воспоминаниями Модеста Чайковского, сообщавшего, что композитор задумал третью часть симфонии как скерцо, Богатырёв инструментовал для Scherzo (Vivace assai) одну из «Восемнадцати пьес для фортепиано», cоч. 72 (это, кстати, самый спорный момент во всей реконструкции симфонии). Для финала (Allegro maestoso) Богатырёв воспользовался финалом из уже упоминавшегося диптиха, завершенного Танеевым (соч. 79).
Учитывая экспериментальный характер предпринятой Богатырёвым реконструкции, а также тот факт, что Чайковский принципиально разграничивал «номерные» симфонии и иные (программные) симфонические произведения (не говоря уже о хронологии их создания), думается, следует отказаться от названия «Седьмая симфония» в пользу более корректного и точного: Симфония ми-бемоль мажор.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход